Содержание

Модификации Т-34

Содержание

T-34 был значительно улучшен во время испытаний, а массовое производство было налажено в сентябре преемником Кошкина, главным проектировщиком Александром Морозовым. Создание предыдущих моделей,а именно T-26, БТ-7 и тяжелого, многобашенного Т-28 было отменено, что бы получить место для нового среднего танка.

Производство было также разделено, Ленинград поставлял пушку Л-11, Харьков дизельный двигатель V12, Москва электрические комплектующие и бронекорпус. Окончательная сборка производилась на сталинградском тракторном заводе.

После июля 1941 года все уязвимые производственные центры были перенесены на восток. Только Сталинградский завод остался на месте до самого конца сражений в начале 1943 года и капитуляции Фон Паулуса.

T-34-76, модель 1940 года

Модификации Т-34

На модели 1940 года присутствовали различные дефекты. Переднюю бронированную часть корпуса сложной формы было трудно производить, была нехватка дизелей V12, поэтому большинство танков серии 1940 года было оборудовано двигателем Микулина М-17 на фабрике Горького, так же как и временными трансмиссией со сцеплением оттуда. Первоначальная пушка Л-11 была раскритикована за то, что имела низкую дульную скорость, поэтому на фабрике Горького была создана её замена – пушка Ф-34. Позже она была передана в производство, первые же танки были ей оборудованы в июле 1941 года.

T-34-76, модель 1941 года

Модификации Т-34

Эта модель сильно отличалась от своего предшественника 1940 года. Почти все было подвергнуто исследованию и переделке для упрощения массового производства, например такие элементы как новое крепление орудия, сварная турельная установка с новым широким люком и множество других деталей.

Для простоты производства был добавлен единственный люк, но он имел и недостатки, делая ловушку из подбитого танка для всего экипажа. Это очень осложняло жизнь экипажа, многие бойцы почувствовали на себе отсутствие комфорта, плохую эргономику и огромный риск остаться в горящем танке, чья башня к тому времени получила прозвище “пирожок”.

Очень большие выхлопные трубы, находящиеся сзади, так же оказались проблемой. Башня не обеспечивала должной защиты командиру, поскольку не имела специального лючка или перископа. У единственного тяжелого люка, расположенного спереди, была лишь одна щель видения, которая с легкостью пачкалась или забивалась грязью в боевых условиях.

Кроме того, командир был вынужден заряжать пушку, поскольку, экипаж состоял всего из 4 человек. Это было исправлено лишь на T-34-85.

Позже у многих танков появилось дополнительное бронирование, например на экранированной версии 1942 года. Это пришлось делать для того, чтобы хоть как-то противостоять новым 88 миллиметровым немецким пушкам. Броня была в значительной степени улучшена по сравнению с моделью 1940 года (или “моделью A”).

Приблизительно 324 модели T-34 были перевооружены пушкой ЗИС-4, обладающей отличной скоростью полета снаряда, получили название Т-34-57 и были использованы как охотники за танками, например во время сражения за Москву.

Т-34-76, модели 1942-1944 годов

Модификации Т-34

Поскольку стандартизированные станки, используемые для производства T-34, не были легко адаптируемыми под новые условия, исправление специфических производственных недостатков было сильно ограничено. Многие особенности танка остались неизменными вплоть до 1943 года, несмотря на жалобы их экипажей и командиров.

Почти все делалось для упрощения, даже автоматическая сварка, сделавшая броню более крепкой, была введена для ускорения и упрощения производства. Пушка Ф-34 была упрощена до такой степени, что для её сборки стало необходимо почти на 200 частей меньше(от 861 до 614). Прицелы и дальномер остались сырыми, несмотря на то, что были альтернативные. Например, пушка Ф-34 длинной 42 калибра и прицел ТМФД-7 вместе с перископическим панорамным прицелом ПТ-4-7 не могли позволить использовать вооружение с таких же дистанций, как и немцы. Это привело к наступательной тактике, основанной на постоянном маневрировании и сближении с врагом, в то время как немецкие танки могли спокойно стоять и стрелять, оставаясь, практически неуязвимыми, с больших дистанций.

Нехватка резины не давала использовать нормальные колеса, дизайн постоянно менялся, многие делались из чистого металла, что смотрелось весьма странно вместе с обычными гусеницами. Однако, в начале 1942 появилась улучшенная башня модели Д, промежуточный результат из проекта T-34M, который был большим шагом вперед по сравнению с предыдущими моделями. Наконец-то, единственный большой люк был удален и заменен отделенными люками, в конце 1943 года появился новый панорамный командирский прицел с круговым обзором.

Несмотря на это, издержки производства были уменьшены еще,после чего производственное время уменьшилось на 50% несмотря на то, что большинство рабочих, которых призвали на фронт, были заменены женщинами, детьми, пожилыми и инвалидами . В 1943 производственный уровень T-34 был приблизительно около 1300 в месяц. Стандарты качества были низки, однако они позволили армии не испытывать недостатка в танках.

Последней моделью, произведенной в 1944 году был T-34-76Г с башней, получившей название “Гайка”. Он имел упрощенную ЗИС С-53 пушку, новую турель с радио и улучшенный обзор командира. Однако, производство постепенно уменьшалось в связи с началом производства и поставок на фронт значительного лучшей версии легендарного танка – Т-34-85.

Поделитесь с друзьями

Отправка сообщения

tanksdb.ru

Танк Т-34 85 Средний, Экипаж, История Создания и Появления, Устройство Двигателя и Технические Характеристики ТТХ

30.10.2018

Советский танк Т-34 по праву считается оружием Победы.

История появления Т-34

Появление советского Т-34 было вызвано необходимостью танка, оснащенного противоснарядной броней, мощным двигателем и вооружением — что прекрасно осознавало руководство советской страны в конце 30-х годов прошлого века. История рождения на свет Т-34 интересна и сложна, о ней написано немало книг. Если говорить коротко, то танк, известный всему миру как Т-34, был принят на вооружение 19 декабря 1939 года.

В 1940 году началось серийное производство этой машины. К началу войны с гитлеровской Германией СССР имел 1225 Т-34, из них более девятисот — в западных округах. Т-34 изначально задумывался как средний танк с противоснарядным бронированием и мощным орудием, способным пробить броню любого танка.

Сказать, что появление Т-34 стало для гитлеровцев большим сюрпризом – это значит не сказать ничего. Русский танк превосходил все, что имел на тот время Вермахт. Ни одно из немецких противотанковых орудий не пробивало лобовую броню русского танка, для борьбы с ним приходилось использовать зенитную 88-миллиметровую пушку. Не могли пробить броню «тридцатьчетверки» и немецкие танки, а 76-мм пушка советского танка крушила броню любой немецкой бронированной машины.

Тем не менее, еще в ноябре-декабре 1940 года во время испытаний первых серийных машин Т-34 было отмечено множество недостатков этого танка. В первую очередь отмечали тесноту и неудобство боевого отделения. Танк Т-34 страдал также «слепотой», то есть, имел очень плохой обзор. Приборы наблюдения и прицелы танка были низкого качества и неудобно расположены.

В начале 1941 года была создана новая модификация Т-34 М, в которой удалось избавиться от большинства недостатков Т-34, но после начала войны все работы по Т-34 М были свернуты. Перед заводами-производителями поставили единственную задачу – максимально увеличить выпуск танков для фронта и не отвлекаться на доработки.

Причины модернизации

К вопросу модернизации Т-34 вернулись уже в 1942 году, имея за плечами опыт практического использования танка. Тем более что немцы доработали свой основной танк Pz.IV — на него была установлена 75-мм длинноствольная пушка и серьезно усилена броневая защита. Кроме того, в 1943 году Германия начала серийно выпускать средние и тяжелые танки Pz. VI «Тигр» и Pz. V «Пантера», имевшие серьезное бронирование, значительную огневую мощь и во многом превосходившие советский танк.

Советские танки должны были приблизиться на минимальное расстояние к немецким машинам и только в этом случае пушка «тридцатьчетверки» имела шанс пробить броню «пантеры» или «тигра». Стало очевидным, что Т-34 срочно нуждается в модернизации — причем довольно глубокой.

Модификация Т-34-85

Именно таким модернизированным вариантом стала модель Т-34-85, в которой был применен целый ряд новшеств, существенно повысивших ТТХ машины. В первую очередь был устранен главный недостаток Т-34 предыдущих модификаций – теснота башни. Из-за этого экипаж предыдущих моделей Т-34 состоял из четырех человек, и командир танка выполнял и функции стрелка-наводчика. Был улучшен обзор изнутри машины.

Т-34-85 получил новую башню, внутри которой смогли поместиться уже три танкиста. Ее эргономика стала более удобной. Башня танка Т-34-85 была увеличена в том числе и за счет расширения башенного погона, но при этом ни в корпус, ни в саму компоновку танка существенных изменений внесено не было. Вес танка увеличился до 32 тонн. На него была установлена пушка С-53, калибром 85 мм, что позволило модернизированной «тридцатьчетверке» успешно сражаться с новыми немецкими танками.

После того как на вооружение был принят Т-34-85, все более ранние модели этого танка получили обозначение Т-34-76. Компоновка новой машины не имела принципиальных отличий от предшественников.

Было усиленно бронирование, что увеличило вес танка. На крыше башни появилась командирская башенка цилиндрической формы. Экипаж получил более совершенные приборы наблюдения, которые давали улучшенный обзор.

Однако в условиях войны пойти на полную модернизацию танка с глубоким изменением его компоновки не решились. Не изменилось устройство подвески, не стали менять положение двигателя, что позволило бы увеличить боевое отделение танка и сдвинуть башню назад.

Погон башни стал максимальным, то есть, установить на него еще более крупную башню для более мощной пушки стало невозможным. Иными словами, в плане вооружения этот танк достиг своего предела.

Основные ТТХ танка Т-34-85

Общие данные

  • Вес танка, т – 32,2
  • Компоновка – классическая
  • Экипаж, чел. – 5
  • Время производства – 1943-1958
  • Общее количество выпущенных танков – 35 000 шт.

Размеры танка

  • Длина корпуса – 8600 мм
  • Ширина корпуса – 3000 мм
  • Высота корпуса – 2700 мм
  • Клиренс – 400 мм

Видео: Т-34 85 в действии

Вооружение

ПушкаЗИС-С-53
Калибр, мм85
Длина ствола, мм (калибров)4641 (54,6)
Углы наведения орудия, град:
по горизонтали360
по вертикали-5…+22
Начальная скорость/вес бронебойного снаряда, м/с/кг792/9,2
Боекомплект, шт56
ПулемётДТ
Количество, шт2
Калибр, мм7,62

Броня

Лобовая броня (толщина/угол наклона), мм/град:
Верх45/60
Низ45/60
Борт (толщина/угол наклона), мм/град:
Верх45/40
Низ45/0
Корма (толщина/угол наклона), мм/град:
Верх45/48
Низ45/45
Крыша, мм20
Днище, мм20
Башня (толщина/угол наклона), мм/град:
Лоб90/0 (литая)
Борт75/20 (литая)

Скорость движения

Максимальная55
средняя по пересеченной местности25
Препятствия:
подъём, град35
спуск, град40
крен, град25
стенка, м0,73
брод, м1,3
ров, м2,5
Среднее удельное давление на грунт, кгс/м30,84
Запас хода, км:
по просёлку250
по шоссе300

Двигатель

МаркаВ-2-34
Типдизельный, жидкостного охлаждения
Число цилиндров12
Расположение цилиндровV-образное, 60°
Диаметр цилиндров, мм150
Ход поршня, мм180, 186,7
Максимальная мощность, л.с. (кВт)500 (367,6)
Частота вращения, об/мин1800
Рабочий объём, л38,88

Ходовая часть

Подвескапружинная
ГусеницыМеталл.
Ширина гусеницы, мм500
Шаг зацепления, мм172
Число опорных катков на борт, шт5
Диаметр опорного катка, мм830

Т 34 85 появился на фронте в начале 1944 года. Машина прошла все крупные сражения 1944-1945 гг. и принимала участие в войне с Японией.

Несмотря на некоторые недостатки, танк Т-34-85 является наиболее совершенной модификацией прославленной «тридцатьчетверки». Именно этот танк стал символом победы. Он имел отличную маневренность, достойную броневую защиту, а его мощная пушка позволяла постоять за себя в бою. Кроме того, танк отличался несложной конструкцией, был дешев в изготовлении и обладал отличной ремонтопригодностью.

Видео: история Т-34 85

Если у вас возникли вопросы – оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Средний танк Т-34 образца 1940 г. (Т-34-76)

Характеристики приведены для двух модификаций танка Т-34 — образца 1940 г. и образца 1942-43 г. Где они разнятся, характеристики указаны через дробь.

Анализируя опыт гражданской войны в Испании, советское руководство пришло к простому выводу: не смотря на то, что советские танки

Т-26 и БТ-5 превосходят немецкие по всем параметрам, общая проблема и тех и других заключается в довольно слабом бронировании, без проблем пробиваемом 45-мм и даже 37-мм пушками. Также, чрезвычайно опасной и капризной в боевых условиях частью танка оказался бензиновый двигатель — пары бензина легко воспламенялись (а если учесть, что авиационный «либерти» БТ-5 питался только высокооктановым топливом…), после чего участь танка была предрешена.

Основываясь на этих выводах Автобронетанковое Управление РККА к 13 октября 1937 сформулировало тактико-технические требования к новому перспективному танку, который в конце 30-х годов должен был придти на смену существующих танков серии БТ (чтобы не повторяться, читайте статью о непростом пути от БТ-7 к Т-34).

Т-34 образца 1940 г. «Округлые» контуры и маленькая башня выделяют его на фоне других моделей

6 марта 1940 г. два опытных экземпляра танка Т-34 с демонтированным вооружением в сопровождении двух тягачей убыли с территории заводского полигона в Харькове и спустя 6 дней, 12 марта, первый из них прибыл в подмосковный Серпухов. Машины проделали впечатляющий путь своим ходом, практически идя по прямой, через совершенно непроходимые места. Этот беспримерный поход был задуман как самое красноречивое доказательство надежности новой машины и своё дело он сделал.

31 марта 1940 г. Государственный комитет обороны принял решение о серийном производстве среднего танка Т-34.

Примечание: правильнее звучит конечно «Т-34 образца 1940 г.», но для простоты его часто называют Т-34-76 из-за калибра пушки. В то время как Т-34 образца 1943 г., по тому же принципу зовут Т-34-85.

Компоновка и устройство танка Т-34 образца 1940, г.

Танк имел компоновку классического типа: отделение управления находилось в передней части бронекорпуса, боевое отделение — в его средней части и в двухместной бронированной башне, силовое отделение располагалось в кормовой части машины.

Экипаж танка состоял из четырех человек. Командир танка, он же выполнял функции наводчика орудия, располагался в башне слева от орудия, заряжающий находился также в башне справа от пушки. Рабочие место механика-водителя было оборудовано в передней носовой части бронекорпуса, справа от него располагался стрелок-радист.

Бронекорпус несущего типа, сварной, собирался из бронеплит и стальных листов толщиной 13, 15, 16, 40 и 45 мм. Лобовые листы толщиной 45 мм были расположены под рациональными углами наклона в 53° и 60° к горизонтал­ьной оси корпуса. Бронелисты верхней части бортов располагались под углом в 40° и имели толщину 40 мм, нижние бронелисты бортов корпуса располагались вертикально и были толщиной 45 мм. Кормовые бронелисты располагались под углами в 45° и 47° и имели толщину 40 мм. Крыша бронекорпуса изготовлялась из листов толщиной 16-20 мм, днище из 13 мм листов.

танк Т-34 обр. 1942 с разных ракурсов

С 1943 г. все кормовые листы стали изготовлять толщиной 45 мм, передний лист носовой части днища — 20 мм.

Трансмиссия Т-34-76 состояла из четырехсту­пенчатой коробки передач, многодискового главного фрикциона, механизма поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. В начале 1943 г. на танке стали устанавливать пятиступенчатую коробку передач.

Подвеска танка состояла из пяти опорных катков диаметром 830 мм, ведущего катка, расположенного в кормовой части и ленивца, расположенного впереди. Катки могли различаться по способу изготовления (литые и штампованные) и виду амортизации.

Башня танка Т-34 обр.1940 г.

Башня танка первоначально изготавлив­алась из 45-мм броневых плит, 13-мм и 15-мм стальных листов сварным способом, она имела форму близкую к шестигранной, толщина боковых, лобовой и кормовой бронеплит достигала 45-мм, крыша башни изготавливалась из 15-мм стальных листов, днище — из 13-мм.

В конце 1940 г. башни Т-34 стали изготавливаться методом литья, крыша башни по прежнему выполнялась из 15-мм стальных листов и крепилась к башне с помощью сварки. Толщина стенок литой башни в лобовой, кормовой и боковых проекциях достигала 52-мм.

Т-34 образца 1942 года. Обратите внимание на характерную пушку — отличительный признак этой модели

С 1942 на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ, ныне ОАО «Уралмашзавод» г. Екатеринбург) была разработана и серийно выпускалась башня выполненная методом штамповки (т.н. «штампованная » башня), отличавшаяся от других по внешнему несколько скругленной формой граней. В конце 1942 г. был разработан улучшенный вариант башни. По форме она приближалась к правильному шестиугольнику, за что и получила неофициальное название «гайка» и имела увеличенный внутренний объем.

С 1943 г. на новые башни стали устанавливать командирские башенки. На башне танка с обоих бортов были установлены перископические смотровые приборы (до начал 1942 — смотровые щели), на рабочем месте командира танка был установлен дополнительный поворотный перископический смотровой прибор расположенный на крышке люка, кроме этого в распоряжении командира была танковая панорама ПТ-К, впоследствии замененная оптическим перископическим прицелом ПТ-4-7. На рабочем месте механика — водителя имелись три неподвижных перископических смотровых прибора, один из которых располагался по ходу движения, а два других по бокам люка механика — водителя под углом 60° к оси машины.

На танке устанавливался специально разработанный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, имевший V — образную форму и жидкостное охлаждение. Двигатель был разработан на ХПЗ (завод № 183) под руководством главного конструктора К.М. Чеплана. Интересно, что в 1941-1942 гг. из-за недостатка дизельных двигателей более чем на 1000 танков были установлены авиационные карбюраторные двигатели М-17Т, ранее применявшиеся для танков БТ-7.

Снова Т-34 образца 1940 г. Обратите внимание на люк — большой и трапецевидной формы. В поздних моделях люки стали круглыми.

Вооружение танка Т-34 образца 1940 г.

На танках первоначальных серий выпуска примерно до конца 1940 г. устанавливали 76 мм танковое орудие обр. 1938 г. Л-11. Впоследствии ее заменили на 76 мм танковую пушку обр. 1940 Ф-34, разработанную специально для Т-34 и производившуюся на заводе № 92 (ныне ОАО «Нижегородский машиностроительный завод») с 1940 по 1944 гг.

С августа по ноябрь 1941 г. небольшой серией был выпущен танк Т-34-57 вооруженный 57 мм пушкой ЗИС-4, разработанной на основе конструкции ствола 57 мм противотанковой пушки ЗИС-2.

Пулеметное вооружение танка состояла из двух 7,62 мм пулеметов ДТ, один из которых был расположен в башне справа от орудия, другой — на рабочем месте стрелка — радиста в лобовой бронеплите. Боекомплект орудий Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый и состоял из 76 мм унитарных выстрелов нижеперечисленных типов:

  • выстрел с калиберным бронебойным снарядом: БР-350А, БР-350Б, БР-350БСП;
  • выстрел с подкалиберным снарядом БР-354П;
  • выстрелы с осколочно-фугасными гранатами: ОФ-350, ОФ-350А, ОФ-350В, ОФ-354.

Из орудия танка можно было вести огонь 76 мм шрапнельными снарядами и картечью, хотя в штатный боекомплект боеприпасы этого вида не входили.

Т-34-76 образца 1943 г. Поздний выпуск — видно, что в отличие от прошлых моделей у танка большая «шестигранная» башня с командирской башенкой

На Т-34 первых серий устанавливалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-3, впоследствии замененную на радиостанцию 9-Р и 9-РМ, обеспечивающие радиосвязь на дальности 15-25 км. Для переговоров членов экипажа между собой танк оборудовался внутренним переговорным устройством ТПУ-2 или ТПУ-3.

Модификации и спецмашины на базе танка Т-34 образца 1940 г.

На базе танка Т-34-76 были разработаны и серийно производились средний танк Т-34-85, который сменил в производстве своего предшественника, самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-85.

Серийное производство Т-34-76 продолжалось до весны 1944 г., всего было выпущено 35 467 танков этого типа.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Танк Великой Победы (модификации Т-34-85)

История распорядилась так, что одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне — под Курском была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким. К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда «тридцатьчетверкам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь наших пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34 и особенно в части его вооружения.

В конце августа на заводе №112 состоялось совещание, на которое прибыли < нарком танковой промышленности В.А.Малышев, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата вооружения. В своем выступлении В.А.Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. Вражеские танки вели огонь по нашим с дистанции 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить «тигров» и «пантер» лишь с дистанции 500—600 м. «Образно выражаясь, — сказал нарком, — противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить на Т-34 более мощную пушку».

На самом же деле ситуация была значительно хуже, чем ее обрисовал В.А.Малышев. А ведь попытки исправить положение предпринимались с начала 1943 года.

Еще 15 апреля ГКО в ответ на появление на советско-германском фронте новых немецких танков издал постановление №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить свое заключение. В соответствии с этим документом заместитель командующего БТ и MB генерал-лейтенант танковых войск В.М.Коробков приказал задействовать в ходе этих испытаний, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на полигоне в Кубинке, трофейный «Тигр».

Результаты испытаний оказались малоутешительными. Так, 76-мм бронебой-но-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м! Наиболее же эффективным средством борьбы с новой тяжелой машиной противника оказалась 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года, которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню.

ГКО 5 мая 1943 года принял постановление № 3289сс «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.

Еще в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило КБ завода №9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танко-самоходных пушек и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле. Эта пушка удачно подошла к тяжелым танкам КВ-85 и ИС-85, а в варианте Д-5С — к самоходке СУ-85.

Однако, для установки ее в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. Над этой проблемой трудились КБ завода «Красное Сормово» во главе с В.В.Крыловым и башенная группа завода № 183, руководимая А.А.Мо-лоштановым и М.А.Набутовским. В результате появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм. Обе они напоминали (но не копировали!) башню опытного танка Т-43, взятую за основу при проектировании.

Установка пушки Д-5Т в новой башне должна была решить все проблемы, но… Прекрасные массо-габаритные характеристики этого орудия решались за счет большой сложности конструкции. Кроме того, особенностью Д-5Т было расположение тормоза отката и накатника над стволом, подобно немецкой штурмовой пушке Stuk 40, но в отличие от последней — за основной башенной броней. Для лучшего уравновешивания ее цапфы сдвинули вперед, а казенная часть, наоборот, оказалась довольно сильно отодвинутой к кормовому листу башни. Это практически исключало возможность заряжания пушки на ходу танка. Даже при движении на малой скорости натренированные заряжающие по нескольку раз ударяли головной частью снаряда в казенную часть орудия. В результате пушку Д-5Т на вооружение танка Т-34 не приняли, а сразу по окончании ее испытаний — в октябре 1943 года — отдали приказ ЦАКБ (главный конструктор В.Г.Грабин) о разработке специальной 85-мм пушки для танка Т-34. Серийное производство нового орудия предполагалось начать на заводе № 92 с 1 марта 1944 года, а до тех пор в качестве временной меры заводу «Красное Сормово» разрешалось устанавливать в башню своей конструкции пушку Д-5Т.

При этом заводу предлагалось обеспечить выпуск танка в следующих количествах: в январе 1944 года — 25 шт., феврале —75 шт., марте — 150 шт., а с апреля полностью перейти на производство Т-34-85 вместо Т-34.

Танки, вооруженные пушкой Д-5Т, заметно отличались от машин более позднего выпуска по внешнему виду и внутреннему устройству. Башня была двухместной, а экипаж состоял из четырех человек. На башне имелась сильно смещенная вперед командирская башенка с двухстворчатой крышкой, вращавшейся на шариковой опоре. В крышке находился смотровой перископический прибор МК-4 кругового обзора. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливались телескопический шарнирный прицел TLU-15 и панорама ПТК-5. В обоих бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками триплекс и бойницы для стрельбы иэ личного оружия. Радиостанция размещалась в корпусе, а ввод ее антенны — на правом борту, так же как у танка Т-34 с 76-мм пушкой. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменений практически не претерпели.

Танки с пушкой Д-5Т несколько различались между собой в зависимости от времени выпуска. Например, первые серийные машины имели один башенный вентилятор, а последующие — два. Танки последних выпусков имели приборы наблюдения только МК-4 и более позднюю командирскую башенку. Радиостанция размещалась в башне, но в корпусах этих танков еще сохранялся антенный ввод на правом бортовом листе или его заглушённое отверстие.

Следует отметить, что рассмотренная модификация в статистической отчетности как Т-34-85, по-видимому, не фигурирует. Во всяком случае, на нынешний день в литературе есть существенные расхождения в оценках количества выпущенных машин. В западных изданиях цифры колеблются в диапазоне 500—700 танков. На самом деле значительно меньше! С января по апрель 1944 года заводские цехи покинули 255 танков Т-34 с пушкой Д-5Т, в том числе пять командирских машин с радиостанцией РСБ-Ф.

Выполняя приказ НКВ по созданию 85-мм пушки для Т-34 в октябре — ноябре 1943года ЦАКБ и завод № 92 изготовили три опытных образца новых орудий. ЦАКБ представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и Г.И.Шаба-ров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мещанинов, В.А.Тюрин и А.М.Вол-геаский), а артиллерийский завод № 92 — пушку ЛБ-1 (ЛБ-85) конструкции А.И.Савина.

В ходе испытаний, продолжавшихся до конца 1943 года, предпочтение было отдано С-53, которая 1 января 1944 года была принята на вооружение танка Т-34, причем как со штатным (1420 мм), так и расширенным погонами. Пушка С-53 выгодно отличалась от аналогов простотой конструкции и надежностью. Тормоз отката и накатник располагались под основанием затвора, что позволило уменьшить высоту линии огня и увеличить расстояние между казенником и задней стенкой башни. Кроме того, стоимость орудия оказалась ниже, чем даже у 76-мм пушки Ф-34, не говоря уже о Д-5Т.

Танк Т-34-85 с пушкой С-53 был принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 5020сс от 23 января 1944года.

Начиная с февраля к постепенному переходу на выпуск танков с пушкой С-53 приступил завод № 112 «Красное Сормово». При этом первые танки имели в облике много черт от Т-34 с Д-5Т: раннюю сормовскую башню, U-образные рымы, расположение топливных баков и т.д. С 15 марта 1944 года к произаодству Т-34-85 приступил завод № 183, а с • июня — завод № 174 в Омске.

Продолжавшиеся параллельно с производством полигонные испытания выявили существенные дефекты противооткатных устройств пушки С-53. Заводу № 92 в Горьком было поручено своими силами провести ее доработку. В ноябре — декабре 1944 года началось производство этого орудия под индексом ЗИС-С-53 («ЗИС» — аббревиатура от названия артиллерийского завода № 92 имени Сталина, «С» — индекс ЦАКБ). Всего в 1944—1945 годах было изготовлено 11 518 пушек С-53 и 14 265 пушек ЗИС-С-53. Последние устанавливались как на танки Т-34-85, так и в последующем на Т-44.

У «тридцатьчетверок» с пушками С-53 и ЗИС-С-53 башня стала трехместной, а командирская башенка была сдвинута ближе к ее корме. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Смотровые приборы устанавливались только нового типа — МК-4, причем как в раннем — открытом, так и в позднем — закрытом вариантах. В течение 1944 года ввели крепление пяти запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса, коробчатые передние грязевые щитки, откидывавшиеся на петлях, установку малых дымовых шашек (МДШ) на кормовом листе корпуса. По мере производства менялись форма и размеры балки носовой части корпуса, соединявшей верхний и нижний лобовые листы. Она уменьшалась в размерах, а на машинах поздних выпусков была изъята — верхний и нижний листы стали свариваться встык.

В декабре 1944-го завод № 112 внес на рассмотрение ГБТУ ряд усовершенствований конструкции башни танка. В том числе замену двухстворчатого командирского люка одностворчатым, введение в нише башни безрамной боеукладки на 16 выстрелов, дублированное управление поворотом башни и, наконец, улучшение вентиляции боевого отделения разнесенными вентиляторами. Из перечисленных предложений в январе 1945 года была анедрена только одностворчатая крышка люка командирской башенки.

Что касается улучшения вентиляции, то сормовичи предложили перенести один из двух установленных в задней части крыши башни вентиляторов в ее переднюю часть. При этом передний вентилятор был вытяжным, а задний — нагнетательным. Судя по всему, в ГБТУ по непонятным причинам решили повременить с внедрением этого весьма толкового предложения. Во всяком случае, на фотографиях боевых действий весны 1945 года Т-34-85 с разнесенными вентиляторами не встречаются. Не участвовали такие танки и в Параде Победы, а вот 7 ноября 1945 года подразделения Кантемировской танковой дивизии, участвовавшие а параде на Красной площади, были укомплектованы именно такими танками. Все это позволяет предположить, что машины с разнесенными вентиляторами начали выпускаться уже после Великой Отечественной войны и, по-видимому, только на заводе № 112. У этих машин была еще одна характерная деталь — отсутствовала смотровая щель в прааом борту корпуса.

У танков разных заводов имелись некоторые отличия друг от друга, связанные с технологией изготовления. Башни различались числом и расположением литьевых и сварных швов, формой командирской башенки. В ходовой части использовались как штампованные опорные катки, так и литые с развитым ореб-рением. Встречались разные варианты крепления топливных баков и дымовых шашек. Даже защитные планки погона башни были разными. На танках использовалось и несколько вариантов гусеничных траков.

Кроме линейных, с июня 1944 года выпускались и огнеметные танки ОТ-34-85. Подобно их предшественнику ОТ-34, на этой машине курсовой пулемет заменялся автоматическим поршневым танковым огнеметом АТО-42 заЕюда № 222. Установка огнемета в танке была разработана на заводе № 174, который наряду с заводом № 112 являлся производителем огнеметных машин.

Серийное производство Т-34-85 в СССР прекратили в 1946 году (по некоторым данным, на заводе «Красное Сормово» малыми сериями оно продолжалось до 1950 года), выпустив 25 899 боевых машин. В зарубежных источниках приаодятся следующие цифры производства Т-34-85 а СССР в послевоенные годы: 1946 – 5500, 1947 – 4600, 1948 – 3700, 1949 – 900, 1950 – 300 единиц. Судя по количеству нулей, цифры эти, скорее всего, носят весьма приблизительный характер. Если же азять за основу количество машин, выпущенных в 1946 году, згвышенное а этих ис-точниквх вдвое, и допустить, что все остальные цифры завышены также, получается, что в 1947—1950 годах было выпущено 4750 танков Т-34-85. Это действительно похоже на правду. Нельзя же всерьез предположить, что наша танковая промышленность простаиаала почти пять лет. Выпуск среднего танка Т-44 прекратился а 1947-м, а к массовому произаодству танка Т-54 зааоды приступили практически в 1951 году. До этого он выпускался с 1946 года в ограниченных количествах.

В войска танки Т-34-85 начали поступать в феврале—марте 1944 года. Примерно в это время их получили бригады 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов. К сожалению, эффект от первого боевого применения новых танков был невысоким, так как бригады получили всего по нескольку таких машин. Большинство в них составляли Т-34 с 76-мм пушками. К тому же совсем мало времени отводилось и на переподготовку экипажей, в первую очередь — наводчиков.

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начгвшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной. Т-34-85 участвовали и в разгроме японской Кван-тунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.

В заключение можно сказать, что проведенные в 1942—1944 годах мероприятия по модернизации танка Т-34 позволили существенно повысить его боевые возможности. В конструкции танка в целом был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший его от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонт-нопригодность в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и мощным вооружением стали причиной популярности Т-34-85 у танкистов. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин и Прагу, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне. Именно они, в большинстве случаев, застыли на постаментах, навсегда оставшись в памяти народа символом нашей Победы.

М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 5’2002

 

 

 

 

techno-story.ru

Легендарный Т-34 (пополняемая и расширяемая) — DRIVE2

Модификаций танка т-34 и машин на его базе не просто много, а очень много. Речь идет не только о танке (у которого были орудия как минимум 5 калибров) и самоходках (еще пяток модификаций), но и о специальных машинах на шасси: тягачах, транспортерах, сельскохозяйственных, инженерных, зенитных.
Так же множество различий имеют танки одной модификации, но разных заводов и годов выпуска.
В итоге всех версий можно выделить около сотни! И это не учитывая использование башен “тридцатьчетверки” на кораблях, дотах, бронепоездах.

т-34-76 с башней гайка


Вооружение:
пушка калибра 45,76, 85, 57, 100 или 120 мм или огнемет
пулемет ДТ (до 3-х шт)
Бронирование- в зависимости от модификации сильно различается
Двигатель: дизельный В-2, карбюраторный М-17
КПП www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1553
В-2 www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1552
М-17 www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1546
Начало разработки — 1937 год.
финский отсъем деталировки photo.qip.ru/users/coast70/151206614/
Самый массовый танк Второй мировой.

трофейный финский т-34-76 башня формочка

Модификации базового танка:
А-32 — опытная машина, серийно выпускавшаяся под индексом т-34
т-34 обр 1940

обр. 1940

Полный размер

стандарт доработки трофейных т-34 (обр. 1940) в захваченной Риге

т-34 обр 1941
т-34 обр 1942
т-34 обр 1943
т-34-57 танк-охотник- 50 штук
т-34-85 обр 1944
т-34-85 обр 1946
ОТ-34 — 1170 штук

характеристики огнеметных танков на базе т-34

т-34-100- единичный опытный образец
т-34-122 — советский проект и не связанные с ним египетские танки
САУ
СУ-122 — 638 штук

Полный размер

Су-122П

СУ-85 — 2050 штук
СУ-85М
СУ-100-4976
Су-101 — единичный опытный экземпляр
СУ-102 — единичный опытный экземпляр
тягач СПК- 5
послевоенная переделка для сельского хозяйства

Послевоенная переделка сау т-76, модернизированная аналогично сельхоз версиям т-34

мостоукладчик- ТМ-34

обработка башен на заводе

Производился на: ХПЗ № 183 (Харьков), УТЗ № 183 (Нижний Тагил), № 112 «Красное Сормово» (Горький), СТЗ (Сталинград), ЧКЗ (Челябинск), УЗТМ (Свердловск), № 174 (Омск)

Полный размер

распределение выпуска по заводам

немецкая зенитная установка на шасси трофейного т-34

Обзоры сохранившихся экземпляров:
т-34-76
vk.com/album-7606667_78981554
vk.com/album-7606667_79308054
vk.com/album-7606667_116225745
vk.com/album-7606667_92706555
vk.com/album-7606667_94305866
photo.qip.ru/users/tankdriver/200605829/
Танковый музей, г. Парола, Финляндия, завод № 183, осень 1943 г.
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2500
Танковый музей, г. Парола, Финляндия, 1941 год
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2335
Украина, Донецк, парк им.Ленинского Комсомола
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2831
г. Волгоград, Музей-панорама “Сталинградская битва”
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3053
Краснодар, Парк им. 30-летия Победы, Выставочный зал Боевой славы (завод № 112, 1943-44 гг)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2953
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1621
г. Пермь (башня УЗТМ)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1451
Музей “Линия Сталина”, дер. Холматка, Псковская обл. (завод № 183, III кв. 1942 г.)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2499
Музей техники Вадима Задорожного (CТЗ, IV кв. 1941 г.)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2501
г. Владивосток Башня Т-34-76 (УЗТМ, начало 1943)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1626
Кубинка Т-34-76 завода №183 пр-во 1942 г. “Снайпер”
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1449
т-34-85
г. Гомель
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3021
башня г. Вотинск
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3133
башня Запорожье
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1302
Могилев, Беларусь
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3172
г. Гомель. Гомельский областной музей военной славы
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3022
Украина, Черниговская область, г. Прилуки
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3348
Украина, Донецк, парк им.Ленинского Комсомола
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2832
Украина, Киевская область, г.Бровары, Парк Победы
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2753
Площадь Победы, г.Житомир, Украина
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=258
Украина, Черкасская обл., г. Умань
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2338
Украина, Киев, просп.Победы, 52
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2153
Украина, Одесса, ул.Дача Ковалевского, Музей Героической Обороны Одессы (завод № 183, первая половина 1945)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1986
Украина, г.Белая Церковь, площадь Январского Прорыва
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1889
Россия, Крым, г.Армянск
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2339
г. Артем, Приморский край
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2141
г. Хабаровск
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2221
г. Пенза
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3024
г. Нарофоминск
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3023
г. Брянск
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=3020
г. Самара, пл. Куйбышева
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2059
г. Владивосток
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2018
Нижний Тагил музей бронетанковой техники
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=996
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=997
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=999
МО 112 з-да 1944г. выпуска
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1448
Военный музей китайской революции, Пекин, Китай
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2204
Национальный военный музей, Бухарест, Румыния
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1208
Польша
picasaweb.google.com/1112…738648320419265/T34_Rozan
picasaweb.google.com/1112…20419265/T3485_Wedrzyn_JW
picasaweb.google.com/1112…8320419265/T3485Wejherowo
picasaweb.google.com/1112…48320419265/T3476KoObrzeg
picasaweb.google.com/1112…648320419265/T3485Pleszew
picasaweb.google.com/1112…8648320419265/T3485WrocAw
picasaweb.google.com/1112…8320419265/T3485_SUpsk_JW
Т-34т
Привокзальная площадь, г. Уяр, Красноярский край
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1922
Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1486
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1314
ОТ-34
подъем
photo.qip.ru/users/tankdriver/200606128/
Военно-технический музей, г. Черноголовка, Московская область (завод № 174, 1943 г.)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2497
Нижний Тагил
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=170
Су-100
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2868
г. Челябинск, Высшее танковое училище
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=324
Украина, Одесса, ул.Дача Ковалевского, Музей Героической Обороны Одессы
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1987
Краснодар, ул. Красина, 2. Парк им. 30-летия Победы, Выставочный зал Боевой славы
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2951
Россия, Саратов, Парк Победы на Соколовой горе (обр 1944)
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2132
г. Сертолово, Всеволожский район Ленинградской области
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=866
Национальный военный музей, Бухарест, Румыния
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1862
г. Ровно www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=183
подъем су-122
reibert.info/threads/sau-…u-122-pervoj-serii.67292/
Московская обл., п.Кубинка, музей БТВТ
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=36
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=57
Су-85
г. Сертолово, Всеволожский район Ленинградской области
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=864
WPT-34
picasaweb.google.com/1112…648320419265/WPT34_DrzonW
Югославский танк Vozilo A
www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=2991
legion-afv.narod.ru/USSR.html
т-34 в деталях
перископ photo.qip.ru/users/tankdriver/200667298/
привод башни photo.qip.ru/users/tankdriver/200642800/
взорванный т-34-76 обр 1940
photo.qip.ru/users/tankdriver/200684403/
взорванный т-34-6 обр 1941
photo.qip.ru/users/tankdriver/115785427/?page=1
список танков-памятников Украины
reibert.info/threads/mest…sex-tankov-ukrainy.44207/
Подборка фото огнеметных танков в целом и ОТ-34 в частности
smolbattle.ru/threads/%D0…BA-%D0%9E%D0%A2-34.30152/
версия от 18.7.16

www.drive2.ru

Мерные модификации танка т 34

В ноябре 1940 года появились сразу два официальных доку­мента (постановление .V» 428 КО и указ № 268 НКСМ), предписы­вающих провести модификацию танка т34. Работы по модернизации т34 как грозного оружия Красной Армии разделили на три этапа в зависимости от их трудностей. (см. фото )

 

Мерные модификации танка т34 – грозного оружия Красной армии Второй мировой войны
 

На 1-м этапе предполагалось провести несложные измене­ния, которые не приводили к серьезным изменениям в конст­рукции танка. Прежде всего, в рамках этого этапа планирова­лось оснастить танк новыми гусеницами, так как старые, пред­ставлявшие собой развитие гусениц танка БТ. явно не подходи­ли для потяжелевшей машины. Кроме того, было решено уве­личить боекомплект, запас хода, а также поправить некоторые другие внутренние детали танка. Был разработан танк А-41, который в серию не пошел, но конструкцию серийного Т-34 доработали в соответствии со стандартом А-41.

2-й этап предполагал разработку новой модификации танка, более функциональной и эргономичной. Этот проект получил обо­значение А-43.

На З-.м этапе планировалось создание новых танков, которым присвоили обозначения Т-44 и Т-34Т. Первый из них представлял собой принципиально новую машину, а второй базировался на про­екте А-43 и имел ряд новых агрегатов, в частности, планетарную рулевую систему.

Важнейшая задача I -го этапа заключалась в установке на танк новой пушки. Выбор пал на КБ В.Г. Грабина при Заводе № 92. которое в 1939 году спроектировало для танка КВ-1 пушку Ф-32, представлявшую собой аналог пушки JI-11. Однако новая пушка не должна была иметь ничего общего с Л-11. ее было решено со­здать на базе пехотного оружия.

Работы над новой пушкой для Т-34 начались в июне 1940 года. Официальное распоряжение Наркомата средней промышленности о начале работ над пушкой датировано 2 июня. Конструкторы раз­работали свои требования к новому оружию, которые были объявле­ны на совещании, состоявшемся 13 июня. В реферате (славные были времена, когда министр обороны мог позволить себе писать(см. фото )

Т-34 с пушкой JI-11 и сварной башней ипо.зыуется немцами как дорожный указатель.

Потерявший ход Т-34 с пушкой Л-11 и сварной башней на поле боя под Ро- жаиами. Тяжелые бои шли здесь в начале июля 1941 г. С советской стороны в боях участвова.1 6-й механизированный корпус.

 

рефераты!) С. Тимошенко, посвященном этой проблеме, сказано, что новую пушку для Т-34 предполагалось создать на базе дивизионной пушки Ф-22 ка­либра 76,2 мм. Пушка имела ствол длиной 41.6 калибров. Бронебойный снаряд этой пушки массой 6.30 кг и начальной скоростью 662 м/с пробивал на рассто­янии 500 и 1000 м броню толщиной соответственно 69 и 61 мм. С новым оружием масса машины возросла до 26.5 тонн. Уже 14 июня определялось, что пушка должна быть готова для заводских испытаний к 1 сентября. В сроки удалось уложиться с трудом, испытания начались лишь 15 сентября. После завершения заводских испытаний Ф-34 установили на танке БТ-7 и 1 октября начали проб­ные стрельбы, которые продолжались до 20 числа. Еще через неделю пушку отправили на государственные испытания, которые завершились к 17 декабря.

 

(см. фото )II

Тем временем КО принял решение начать выпуск пушки с 1 янва­ря 1941 гола. На вооружение пушку приняли только в июне 1941 гола, когда из частей пришли положительные отзывы о новом оружее. На заводе первые 82 пушки были сданы в феврале, а в марте предприятие вышло на заданный уровень в 300 оружий в месяц. Ф-34 являлась хорошей пушкой, в конструкции которой было воплощено множество новых решений. Кроме тою, по своей конструкции пушка заметно отличалась от западноевропейских аналогов. Правда, возможности пушки часто нивелировались низким качеством боеприпасов. Обычно первые «тридцатьчет­верки» с пушками Ф-34 называют Т-34 образца 1941 года. Офи­циально такого наименования не существовало.

 

Одновременно предпринимались попытки поставить в башню танка какую-нибудь другую пушку, предназначенную для борьбы с танками противника. 11дея вооружить Т-34 противотанковой пуш­кой появилась в июне, одновременно с предложением поставить Ф-34 вместо J1-I1. Впервые эта мысль прозвучала на заседании ЦК ВКП(б) и СНК 13 июня, но к тому времени уже имелось реше­ние вооружить Т-34 пушкой Ф-34. Тем не менее, обсуждение воп­роса продолжалось. 1 (мевшаяся на вооружении Красной Армии 45- мм пушка являлась уже устаревшей. К тому времени КБ Грабина разработало длинноствольную 57-мм пушку ЗИС-2. Начальная скорость снаряда этой пушки составляла 1 ООО м/с, что позволяло уверенно пробивать 70-мм броню на дистанции 1000 м. Выло ре-(см. фото )

 

 

 

 

шено установить ЗИС-2 на Т-34. ‘Згою сделать не удалось, так как во второй половине 1940 года Завод № 92 был перегружен работами над Ф-34. Поэтому первый прототип ЗИС-2 начали собирать лишь в сентябре 1940 года, а закончили к декабрю. Пушку сразу направили на заводские испытания, которые завершились к марту 1941 года. Затем орудие установили в башню Т-34 и передали на государственные испытания в АНИОП в Софрино. Военные отметили два недостатка орудия: низкий ресурс ствола из-за перегрева и слишком боль­шой откат. Пушку вернули Грабину с поручением устранить отмеченные недостатки. Повторный цикл испы­таний начался в июле 1941 года.

Новые испытания, продолжавшиеся с 6 по 18 июля, закончились успешно. Пушка получила рекомендацию к серийному производству. К тому времени в необходимости мошной противотанковой пушки никто не сомне­вался. Но выяснилось, что ЗИС-2 дорога в производстве (в основном из-за длинного ствола). Кроме того, введение нового калибра напрягало и без того перегруженную службу снабжения РККА. |

Жизнь сама скорректировала все решения. В августе 1941 года выпуск ЗПС-4 (так называлась танко­вый вариант пушки) начался, но уже в сентябре его приостановили, а с 1 декабря полностью свернули. За это время удалось выпустить 133 орудия. Какую-то часть из них удалось поставить на Т-34. Первая партия новых пушек прибыла на ХПЗ уже в середине сентября, когда начиналась эвакуация Завода № 183. Еще 20 пушек получил Сталинградский Тракторный.

 

 

Первые Т-34-57 поступили в части в конце сентября – начале октября. В бою эти машины применялись вплоть до весны 1942 года. На практике их использовали в качестве истребителей тан­ков. поддерживающих

действия стандартных «тридцатьчетверок». Со временем эти танки или были потеряны, или прошли перевоо­ружение, получив стандартную Ф-34.

Ф-34 и ЗИС-4 создавались под новую башню. То, что башню Т-34 следовало заменить, не вызывало сомнения. Работы над баш­ней также разделили на три этапа.

На 1-м этапе планировалось доработать уже имевшуюся башню.

На 2-м этапе планировалось радикачыю изменить конструкцию башни (кстати, отсюда происходит шестиугольная башня Т-34).

На 3-м этапе планировалось создать совершенно новую баш­ню с увеличенным на 200 мм диаметром погона.

Поскольку проводить серьезные изменения не было возмож­ности. пушку Ф-34 просто поставили в старую башню, на чем 1-й этап и завершился. Работы в рамках 2-го этапа спутала на­чавшаяся война.(см. фото )

 

Простым образом решили и вопрос с запасом хода. На бортах танка установили прямоугольные навссиыс баки объемом по 33 л. Всего танк получал от четырех до восьми танки баков общим объе­мом 130-265 л. Это увеличивало запас хода машины на 30-60%.(см. фото )

 

 

В дальнейшем предполагалось со­здать на базе танка Т-34 радикальную мо­дификацию Т-34М (А-43). Идея замены Т-34 появилась уже в марте 1940 года, а в апреле того же года начались работы в этом направлении. К январю 1941 года мощности Завода № 183 несколько осво­бодились, появилась возможность делать что-то в металле. Однако сроки поджи­мали. а объем работ был огромен. Поэто­му конструкторы решили использовать уже имевшиеся узлы. Например, пуш­ка Ф-34 перешла практически без из­менений. но для нее была разработана новая башня. Чертежи будущего танка и его деревянная модель были проде­монстрированы в январе 1941 года на заседании ГКО. Два первых прототипа следовало подготовить в марте, а вско­ре предполагалось развернуть и серий­ное производство.

Если Т-34 вынашивался три года, то работы над Т-34М велись стремительно, их планировалось завершить за полгода. В работе над новой «тридцатьчетверкой» помогло знакомство конструкторов с за­купленными в Германии танками PzKpfw III. Также был обобщен опыт создания и эксплуатации танка Т-34.

Один из полученных в 1940 году тан­ков PzKpfw III передали на ХПЗ. Там его полностью разобрали, изучив конструк­цию машины. Основным достоинством PzKpfw III было его удобство для экипа­жа. И дело даже не в мягкой обивке си­дений, которую некоторые предвзятые авторы приводят чуть ли не в качестве главного аргумента. Немецкий танк был оборудован эффективной радиостанцией.

а башня с диаметром погона даже меньшим, чем у Т-34. позволяла легко разместиться трем членам экипажа, благодаря чему командир танка был полностью освобожден от обслуживания пушки и мог це­ликом сконцентрироваться на своих основных обязанностях.

В ноябре 1940 года был обобщен опыт эксплуатации первых трех Т-34. собранных к 5 сентября 1940 года. Испытания начались 25 октября и проводились в Кубинке. Результаты испытаний оказались провальными. Танк признали негодным к службе на фронте из-за многочисленных недо­статков. Единственным упомянутым в рапорте достоинством ганка быта возможность веста прицельный огонь из пушки. Опять зазвучали готоса противников танка. Некоторые доходили до требования заменить на сбо-

рочных линиях Т-34 на легкий Т-50 или даже на БТ-7! Некоторые предлагали ограничиться тем, что вмссю неудачной пушки Л-11 установить на танке проверенную 45-мм пушку.

Все надежды теперь возлагались на А-43, что только ускоряло работу над танком. Чтобы быстрее завершить работу, часть удачных узлов была скопирована с KB и P/Kpfw III. Глядя на модель А-43, можно отчетливо различить эти узлы. Например, подвеска, несомненно, была позаимствована у КВ. Опорные катки Т-34М также походили на катки КВ. Использованная на танке подвеска типа Кристи требовала больших пружин, размешенных внутри корпуса. Торсионная подвеска, которую уже при­меняли на танках KB и Т-50. была более компактной и эффективной.

Конструкцию лобовой брони корпуса несколько изменили. Главную бронеплиту расположи­ли чуть вертикальнее (52 гр вместо 60 гр), а нижнюю ее часть составили из двух плит, располо­женных под углом 37 ip и 57 гр. При этом радиостанцию перенесли в корпус из башни, благода­ря чему антенну вывели через борт корпуса.

Переработали и двигательное отделение танка. Конструктор, ведший проект. – И.С. Бер – решил поставить на танк дизель В-5 мощностью 600 л.с. Двигатель разместили поперек двига­тельного отделения, что позволило уменьшить длину корпуса, а также увеличить объем боевого отделения. Двигатель агрсгатировался с

новой восьмискоростной (плюс две задние скорости) коробкой передач, представлявшей собой аналог КПП с PzKpfw III.

В Мариуполе для танка разработати совершенно новую башню конструкции B.C. Никиченко. Крыша башни имела небольшой уклон вперед, в ее задней части находилась командирская башенка.(см. фото )

 

 

В бортах башни сохранились смотровые щели, а литая маска пушки походила на ту, что появилась на серийных Т-34 летом 1942 года. До­стоинством башни стало увеличение диаметра погона до 1600 мм. что, в свою очередь, стало возможным благодаря более широкому корпусу танка. Причем корпус в передней части был уже, затем расширялся, достигая максимума в районе башни, а затем снова сужался. Подоб­ное решение позволяло сэкономить на массе машины.

Танк имел все шансы на признание военных. После решения всех формальностей танк получил рекомендацию в серию. К 10 августа следовало представить два первых прототипа. Этот срок был вполне реальным, гак как на Заводе № 183 уже имелся хоро­ший задел в этом направлении. Уже до 17 апреля в Харькове со­брали три корпуса, а в Мариуполе к началу мая подготовили пять башен. Мариупольцы сумели быстро подготовиться к серийному производству и произвели 50 башен для Т-34М.(см. фото )

 

После нападения Германии на Советский Союз стало не до совершенствования танка. Да и выпуск его был невозможен из-за того, что дизель В-5 еще не был пущен в серию. В итоге планы выпуска танков на 1941 год. принятые 5 мая 1941 года, пришлось пересмотреть. А планы предусматривали выпуск до конца 1941 года(см. фото )

 

 

2800 танков Т-34. в том числе 500 Т-34М. С мая 1941 года новый танк уже рассматривался в двух вариантах: А-43 и А-43Б. Танк «Б» отличался от простого А-43 более толстой броней, достигавшей 60 мм. При этом масса ганка увеличивалась на 3.5 тонн, а максимальная ско­рость уменьшалась на 5 км/ч.

Однако развитие проекта А-43 этим не ограничивалось. Еще в апреле 1941 года Уп­равление АБТВ выдало техзадание на танк, по сути, на А-43, но с увеличенной толщиной крыши и днища с 16-20 до 30 мм. Так предполагалось создать 27,5-тонный танк Т-60. который после усиления лобовой и бортовой брони мог потолстеть и до 31 тонны. Еще раньше, в феврале 1941 года, на Заводе № 183 разработали очередные ТТТ также на базе А-43. Танк получил рабочее название Т-34Т. Танк предполагалось оснастить рулевым уп­равлением планетарного типа, разработанным в конце 1940 года в ВАММ коллективом под руководством А.А. Благонравова.

Это уже было начало 3-го этапа развития танка, который уже почти никак не относился к первоначальному Т-34. поэтому выходит за рамки нашего повествования.(см. фото )

 

Несколько мелких изменений было внесено в конструкцию танка Т-34 уже в ходе серийного выпуска. Чтобы упростить производство танка, кон­структоры В.Ниценко и В.Буслов разработали новую литую башню (тол- шина брони до 52 мм), вместо прежней башни, которую сваривали из про­катанных холодным способом бронелистов. Новая башня состояла всего лишь из двух литых элементов и технологически была гораздо проше. В конце весны 1941 года ограниченный выпуск литых башен был налажен на некоторых заводах и. начиная с этого времени, новые башни устанав­ливались на танки наряду со сварными.

 

xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

Редкая модификация знаменитой Т-34 стала «истребителем танков»


Средний советский танк Т–34 по праву считается одним из лучших танков Второй мировой войны в целом и в своем классе в частности. В работе над «тридцатьчетверкой» конструкторам удалось добиться оптимального соотношения боевых, эксплуатационных и технологических характеристик. Танк имел мощное бронирование за счет рациональных углов наклона, неплохое вооружение, был надежен и прост в эксплуатации, очень дешев в производстве. В начале войны Т–34–76 был лучше любого немецкого танка, а в конце Второй мировой модернизированный Т–34–85 при определенных условиях мог потягаться с тяжелыми «Тиграми» и средними «Пантерами».

Т–34 стоит на большинстве постаментов в честь освобождения советских городов от немецкой оккупации, встречается во многих фото– и кинохрониках. Информация о серийных танках есть в каждой энциклопедии, в каждом источнике по бронетехнике СССР. Но у самого распространенного советского танка была и редкая, интересная модификация, которая должна была стать «истребителем танков». Сведения о ней встречаются только в специальной литературе и архивах. Почему бы не восполнить этот пробел и не рассказать подробнее о боевых машинах спецназначения?

Т–34–57

КРОМЕ массовых модификаций Т–34 с 76 и 85 мм орудием, существовала небольшая серия «истребителей танков» с пушкой калибра 57 мм. Разработка их началась еще до войны. Уже в 1940 году нарком обороны С.К.Тимошенко представил ЦК ВКП (б) и СНК СССР докладную записку о недостаточной мощности 45 мм орудия для новых танков КВ и Т–34. Для вооружения новейших образцов техники — одних из са

мых мощных танков в мире на тот момент — предлагалось разработать новые орудия 55 — 60 мм. Разработку экспериментального танкового орудия поручили конструкторскому бюро под руководством В.Г.Грабина, который в тогда «доводил» 57 мм противотанковую пушку. Работы по изготовлению орудия продвигались медленно, так как завод, при котором действовало КБ, занимался налаживанием массового производства 76 мм танкового орудия для Т–34. 

Полевые испытания новой артсистемы были проведены только весной 1941–го. Обкатка орудия показала исключительную мощность по пробитию брони, но крайне низкое фугасное действие. Также были отмечены низкая живучесть ствола и недостаточная кучность стрельбы. Затем разработка приостановилась — на тот момент для грабинского «слонобоя» просто не было достойных мишеней. Мощное орудие пробивало бы навылет большую часть танков вероятного противника — Германии, и обеспечивало уверенное поражение остальных. Ведь на тот момент толщина лобовой брони лучшего немецкого танка Pz–IV составляла 30 — 40 мм, в то время как конструкторы ориентировались на то, что немецкие танки будут иметь толщину в 60 — 80 мм. Опытные стрельбы  показали, что ЗИС–4 пробивает 82–миллиметровый бронелист под углом 90 градусов даже с дистанции в полтора километра. Прицельная стрельба была возможна на 2.000 метров. Для такого орудия — исключительно высокие показатели!

Выпуск Т–34–57 планировали начать летом 41–го. Однако война внесла в планы свои коррективы и потребовала напряжения всех сил советской промышленности. Подавляющая часть противотанковой артиллерии была потеряна в первые два месяца боев, и для ее восполнения срочно требовались новые орудия. Кроме противотанковых пушек, были необходимы танки, которые могли за счет маневренности более успешно бороться с бронетехникой противника. В июле 57 мм танковые орудия были доработаны и под названием ЗИС–4 запущены в производство. Всего завод № 92 в течение 1941 года успел выпустить 133 орудия ЗИС–4. 

Ими и стали оснащать танки–истребители Т–34–57. Устанавливалось орудие в ту же штатную башню, что и 76 мм орудие, под ту же т.н. маску. В декабре производство остановили ввиду недостатка боеприпасов и производственных трудностей. Монтаж орудия производился на заводе–изготовителе танков Т–34 — Харьковском паровозостроительном заводе и Сталинградском тракторном заводе, которые успели выпустить соответственно 21 и 20 танков Т–34–57. После этого о специальных «противотанковых» танках забыли, сосредоточившись на выпуске универсального массового Т–34–76. 


Уникальный рейд

ТОЧНОЙ информации о количестве выпущенных «противотанковых» танков пока обнаружить не удалось. Немного известно и об их боевом применении. Так в начале октября 1941–го 10 этих уникальных танков были включены в состав 21–й танковой бригады, которая вскоре нанесла фланговый удар по немецкой группировке в направлении Калинина во время Московской оборонительной операции. Фактически бригада незамеченной просочилась через линию фронта, где стала наносить чувствительные удары по коммуникациям и войскам, не готовым к внезапному появлению в своем тылу такого крупного танкового соединения. Среди успешных применений «спецтанков» можно упомянуть об одиночном рейде Т–34–57 под командованием старшего политрука Гмыря. Его машина, действовавшая в отрыве от основных войск, вышла во фланг колонне немецкой техники, двигавшейся по Волоколамскому шоссе. Частым огнем в упор и гусеницами «тридцатьчетверка» проутюжила два–три километра шоссе и скрылась с места боя. На близлежащем аэродроме экипаж танка расстрелял немецкий бомбардировщик. После этого танк был подбит ударами артиллерии и авиации. Из четырех человек экипажа удалось пробиться к своим только двоим.

А вот как описывалось начало боевых действий танковой бригады в документальном очерке С.Флигельмана «Всем смертям назло»:

«Темной осенней ночью через густые перелески танкисты почти вплотную подошли к Волоколамскому шоссе. На Калинин двигались вражеские войска: танки, бронетранспортеры, тягачи с орудиями, автомашины с боеприпасами, цистерны с горючим. …В воздух взвились три красные ракеты — сигнал к наступлению. Танки лавиной вырвались на шоссе и рванулись вперед. Они шли вслед за вражеской колонной. Немцы не обращали на них внимания: то ли не замечали, то ли принимали за своих. Лукин приказал не открывать огня, чтобы как можно ближе подойти к городу, ворваться в него, как говорят, на плечах противника. В селе Пушкино танкисты разгромили немецкий штаб и устремились дальше, круша, поливая огнем бронетранспортеры с пехотой, автофургоны, орудия…

Удар ошеломил врага. Водители резко тормозили, чтобы свернуть в сторону, задние машины наезжали на передние, а танкисты настигали бегущих в панике фашистов, в упор расстреливали немецкие танки и стремительно уходили все дальше и дальше.

— Скорость, ребята, скорость! — слышался в шлемофонах голос комбата Агибалова.

Но вот над зажатой стеной леса дорогой, по которой мчались танки, появились «юнкерсы». Бомбовый удар пришелся по центру колонны. Загорелись машины, в воздух поднялись столбы черного дыма…

В деревне Трояново, что в шестнадцати километрах от Калинина, на берегу маленькой речки Каменки, наших танкистов встретил плотный артиллерийский огонь. «Тридцатьчетверки» отстреливались, маневрировали, но на подмогу гитлеровцам прилетели пикирующие бомбардировщики. Над речкой поднимались высокие дымы. Одна из наших машин была подбита у самого моста. Это был танк командира полка Героя Советского Союза М.А.Лукина. Он вел огонь, уже потеряв способность двигаться: стреляла пушка, строчил пулемет. Танк замолк, когда кончились боеприпасы…»

Оба Героя Советского Союза — командир полка майор Лукин и командир батальона капитан Агибалов воевали и погибли на Т–34–57.

В ожесточенных осенних боях все 57–мм «тридцатьчетверки» 21–й танковой бригады были потеряны.


Мощность или надежность?

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ применения Т–34–57 в боях было дока, зано, что для этого орудия на поле боя нет соответствующих целей — слишком тонкие у немцев танки. Во многих случаях наш снаряд пробивал вражескую машину насквозь, не нанося серьезных повреждений.

Однако уже через год с небольшим о мощном 57 мм орудии пришлось вспомнить вновь — германская промышленность стала выпускать танки, с которыми 76 мм калибр уже не справлялся. Средний танк Pz–V «Пантера», и тяжелый танк Pz–VI «Тигр», ряд самоходных орудий были главной ставкой гитлеровских планов в Курской битве. К этому времени толь, ко противотанковая пушка ЗИС–2 и танковая ЗИС–4 могли поражать новую немецкую бронетехнику. Орудие перерабо, тали и опять запустили в производство под индексом ЗИС–4 М. При использовании зарядов повышенной мощности уда, лось достичь параметров немецкого 88 мм орудия. 96 мм бро, ня пробивалась под прямым углом с дистанции в километр. Однако за мощность пришлось платить надежностью. Уже после нескольких выстрелов ствол ЗИС–4М раздувало, он мог разорваться. Именно поэтому боеприпасы усиленной мощности из войск изъяли.

В течение 1943 года было выпущено 172 танковых орудия ЗИС–4М, однако смонтировано на танки их было совсем мало. Несколько Т–34–57 проходили фронтовые испытания в составе «особой танковой роты 100», однако встретиться в бою с немецкими «зверями» им не удалось, поскольку соеди, нение находилось в резерве.

В серию «танки–истребители» так и не пошли — осенью 1943–го приоритет был отдан 85 мм калибру, который вскоре и пошел в массовое производство на Т–34–85. Однако неко, торое количество 57 мм танков, по–видимому, про, должало сражаться, поскольку в 1944–м завод № 92 еще производил танковые пушки ЗИС–4М для замены исчерпавших свой ресурс.


Все гениальное — просто

РАЗМЫШЛЯЯ над судьбой «истребителя танков» Т–34–57, можно беспристрастно оценить его сильные и слабые стороны. Действительно, в 1941 году этот танк мог бороться с любой вражеской техникой, иногда его мощность была даже слишком велика. Однако танк оказался чересчур специализированным — в силу слишком слабого фугасного эффекта снарядов не мог бороться ни с пехотой, ни с огневыми точками. А Красной Армии были нужны не только прекрасные противотанковые машины, но и танки–универсалы, которые могли бы одинаково успешно бороться и с бронетехникой, и с пехотой противника. И массовый серийный Т–34–76 в первый год войны прекрасно справлялся с такой задачей. Его броня отлично защищала от вражеской артиллерии. Немцы в 41–м даже прозвали свои основные противотанковые орудия «колотушками» — ими можно было только постучать по советской броне. Т–34 гитлеровцам приходилось заманивать на дистанцию выстрела 88 мм зенитного орудия.

Но уже в 1942–м у нашей основной «ходовой лошадки» появился достойный противник — танк Pz–VI «Тигр». Его толстую лобовую броню советское 76 мм орудие уже не брало. Единственным шансом в танковом сражении было ударить в борт или корму вражеской машины. Однако часто, прежде чем «тридцатьчетверки» успевали зайти в тыл «Тигру», тот сжигал 2 — 3 наших экипажа. Конечно, будь на Т–34 не относительно короткоствольные 76 мм орудия, а 57 мм с высокой начальной скоростью снаряда, обладающего хорошей бронепробивной способностью, то гореть бы на поле боя больше «Тиграм», нежели советским танкам.

Если же анализировать историю создания и применения Т–34–57 с философской точки зрения, то можно заметить, что его судьба была тесно связана с менталитетом армии и характером использования живой силы и техники. Глобальная стратегия Красной Армии во многом строилась на массовом использовании боевой силы — простого, дешевого, надежного оружия и слабообученного, но стойкого и мужественного личного состава. А применение любых сил и средств специального назначения требует особого умения и обученности бойцов и командиров. Специальные «противотанковые» танки могли бы стать страшной силой для вражеской бронетехники, но только в случае правильного и точного использования. Как тончайший хирургический инструмент, Т–34–57 были подготовлены и созданы для решения одной задачи — уничтожения бронетехники. Однако ими бы вряд ли сумели грамотно и точно распорядиться.

Таким образом, специалисты, осуществлявшие прием на вооружение бронетехники в тех тяжелых условиях, сделали правильный выбор, остановившись не на танке спецназначения, а на «универсале». А вот немцы, пошедшие по пути многочисленных модификаций и модернизаций, так и не сумели наладить по–настоящему массовое производство танков, во многом именно из–за того, что конструкция постоянно менялась. Хотя бронированный «зоопарк наци» и становился все более совершенным, изменения затрудняли увеличение производства. «Тридцатьчетверки» же претерпевали лишь незначительные изменения, направленные в основном на то, чтобы сделать производство еще более простым и технологичным. Рационализаторские предложения по упрощению изготовления танков позволяли сэкономить все больше средств, времени и материалов, и в конечном итоге дать фронту больше боевых машин. Да, в наших танках было некомфортно, но зато их выпустили очень много. К тому же «тридцатьчетверки», как и солдаты Красной Армии, прославились надежностью и неприхотливостью. На том и стояли, потому и победили.

Сергей ЛОПАРЕВ, научный сотрудник отдела фондов Белорусского 

государственного музея истории Великой Отечественной войны 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку.

www.sb.by

alexxlab

leave a Comment