Содержание

Ламповый фонокорректор-приставка на 6Н2П – Ретротехника, самоделки и борьба с идиотизмом

На задней панели моего лампового усилителя можно увидеть разъём типа DIN-5 (СГ-5). Я оставил его как задел на будущее, точно не зная, как именно смогу его использовать. В этом году наконец наступила ясность — я задействовал его для подключения самодельного фонокорректора, вынесенного в отдельный блок.

Порой фонокорректор путают с темброблоком — узлом, позволяющим менять баланс высоких и низких частот для придания звуку желаемой окраски. У фонокорректора совсем другое назначение: без него не обойтись при воспроизведении музыки с виниловых пластинок, если используется магнитная головка звукоснимателя. Дело в том, что сигнал записывается на пластинки с изменением спектра: амплитуда низкочастотных колебаний существенно уменьшается, а высокочастотных — увеличивается. Это делается для снижения потерь; АЧХ такого преобразования называется кривой RIAA (Recording Industry Association of America) и выглядит следующим образом:

Чтобы восстановить сигнал в исходном виде, звуковую дорожку нужно «распаковать», а затем усилить сигнал до уровня, достаточного для подачи в схему основного усилителя. Этим и занимается фонокорректор. По сути, он представляет собой небольшой предусилитель со встроенным набором фильтров.

В большинстве заводских усилителей есть встроенный фонокорректор, но в моей самоделке его по понятным причинам не было. Фонокорректор можно было бы расположить в имеющемся корпусе, но тогда пришлось бы либо радикально уплотнять внутреннюю компоновку, чтобы разместить лампы в «подвале», либо отказываться от красивых зелёных индикаторов спереди. Эти варианты меня не устраивали, поэтому я решил сделать фонокорректор в виде отдельного устройства. А когда я взялся продумывать его конструкцию, то понял, что можно обойтись без отдельного блока питания, если использовать тот, что встроен в усилитель. Запас по мощности вполне позволял это сделать, а техническая реализация такого финта не представляла сложности. Таким образом, было решено делать фонокорректор в формате приставки к основному устройству. Лично я таких девайсов не встречал — хотя, быть может, они мне просто не попадались на глаза.

Я подвёл к разъёму DIN-5 накальное и анодное напряжения, а также провод «земли». Контакты я назначил так, чтобы в случае ошибочного подключения какой-либо другой аудиотехники замкнутых цепей не образовалось бы и ничего бы не сгорело.

В качестве корпуса для фонокорректора был выбран алюминиевый бокс фирмы Gainta (из той же серии, что и кожухи для трансформаторов усилителя). Я прикинул, что в нём можно разместить вот такую несложную, но проверенную временем схему на советских лампах 6Н2П:

Я нашёл её в интернете и немного модифицировал, почитав обсуждения на форумах. Затем я перерисовал схему в программе sPlan 7.0, создав свой шаблон оформления по мотивам иллюстраций в старых книгах по радиоэлектронике.

Рабочий макет фонокорректора я собрал на том же стенде, на котором три года назад собирал усилитель. Я закрепил ламповые панельки на том же расстоянии, на каком собирался их расположить в корпусе, и благодаря этому в дальнейшем смог просто переставить готовую схему с макета, ничего не перепаивая.

Классический «ламповый» навесной монтаж с максимальным использованием выводов самих радиодеталей не только упрощает сборку, но и позволяет снизить уровень наводок.

На схеме выше показан только один канал фонокорректора; для стереозвука их нужно два. Лампа 6Н2П представляет собой двойной триод, то есть можно было бы собрать каждый канал на своей лампе, но по многим причинам лучше использовать половинки разных ламп, как я и сделал.

Чтобы не ошибиться с разметкой корпуса, я сделал упрощённую модель будущего устройства в Inventor:

Я взял советские керамические панельки типа ПЛК-9 с пояском, позволяющим устанавливать экранирующие колпачки. Фонокорректор добавляет два каскада к цепи усиления, так что дополнительная защита от наводок не будет лишней. Полностью панельки не помещались по высоте, так что их пришлось немного вынести наружу. Чтобы пояски смотрелись лучше, я запланировал отполировать их. Ну а пока размечаем отверстия для ламп…

И сверлим много-много дырочек по контуру. Наверное, можно было использовать ступенчатое сверло большого диаметра, но я решил перестраховаться, чтобы не испортить заготовку.

Выровнять отверстия мне помогли точно подобранные по диаметру отрезные круги для дремеля.

Один из наиболее ответственных этапов работы — проделывание отверстий под стойки, к которым будет крепиться начинка. Нельзя ошибиться даже на 0,5 мм, иначе панельки просто не совпадут с окнами в крышке, а переделать что-либо будет очень сложно. Но всё получилось с первого раза.

Стойки не образуют в плане прямоугольник — так было сделано, чтобы внутренняя схема получилась более симметричной, а лампы смотрели «лицом» на меня.

После добавления фильтрующих конденсаторов по питанию получилась вот такая плотно упакованная начинка:

На снимке, увы, монтаж смотрится довольно беспорядочным, хотя я старался выполнить его как можно аккуратнее. Возможно, дело в том, что фотография плохо передаёт объём, и элементы с разных уровней накладываются друг на друга. На самом деле они разнесены на достаточное расстояние, а кое-где для безопасности на их выводы надеты изолирующие трубки.

В задней части крышки я пропилил арки диаметром чуть меньше, чем у кабелей. Вместе с бортиком, идущим по краю основания корпуса, это обеспечивает надёжную фиксацию кабелей, а крышка остаётся легко снимаемой.

На следующей фотографии левый кабель служит для подключения к блоку питания усилителя, средний передаёт выходной сигнал, а правый является входом для проигрывателя пластинок.

Доставшийся мне в наследство проигрыватель Radiotehnika «Ария-102-стерео» имеет выходной разъём того же типа DIN-5. Конечно, его можно заменить на современные «тюльпаны», но я решил оставить вещь в её оригинальном виде. Если у меня появится другой проигрыватель, проще будет перепаять разъём на кабеле фонокорректора.

Снизу к корпусу приклеены четыре ножки, вырезанные из листовой резины с хорошей «хваткостью».

Вот так система выглядит в сборе:

Фонокорректор работает чисто, практически не добавляет шума, так что можно даже не ставить на лампы экранирующие колпачки.

Меня нельзя назвать виниломаном, да и «Ария-102» — прямо скажем, не тот проигрыватель, от которого стоит ждать небывалых глубин звука. Свой фонокорректор я делал не с целью превзойти серийные решения. Скорее мне было интересно создать ламповое устройство в необычном форм-факторе — ну и получить возможность слушать грампластинки через свой усилитель, конечно же. В этом плане затея удалась на все сто.


bootsector.livejournal.com

Внешний ламповый фонокорректор для винилового проигрывателя

Пару лет назад, в очередной раз перебирая завалы на чердаке, я наткнулся на небольшой ящик с пластинками. В детстве я как-то не особо обращал внимания и не проявлял интерес к виниловому проигрывателю (Вега-106), который дополнял классический на то время комплект из усилителя Одиссей и катушечного магнитофона Олимп. Да и так получилось что моя любовь к музыке начала появляться и развиваться в пик популярности компакт-кассет, ну а затем пошли компакт-диски, интернет, mp3 и так далее.

Тяжело сказать что остановило меня от продолжения уборки чердака… или невыносимая жара, или чувство лени… или огромное чувство ностальгии, ведь на пластинках я начал находить любимых мне исполнителей, которых я уже давно не слушал. В общем не долго думая, взяв подмышку проигрыватель и пластинки я уехал домой, не ожидая от своей находки чего-то фантастического… просто было приятное чувство ностальгии и ощущение что я нашел в своём роде «семейную реликвию».

Дома я еще не знал с каким потоком информации мне предстоит столкнуться в ближайшее время. И так как в проигрывателе уже стоял модифицированный фонокорректор, который мой отец делал своими руками по схемам из журналов того времени… я недолго думая припаял 2 RCA кабеля, подключил к усилителю и завёл проигрыватель. На удивление он был в хорошем состоянии, даже не высохла смазка на втулке. Я абсолютно ничего не знал о самом строении проигрывателя, об иглах, о тонарме, о прижимной силе… совсем ничего. Первые пластинки которые я прослушал были The Doors и Creedence Clearwater Revival. И в тот момент я понял, что моя совсем бюджетная звуковая конфигурация заиграла совсем по другому. Звук вовлекал, подрывал с места и просто «колбасил». Именно в тот момент во мне проскочила «искра любви» и я понял что это дело так просто бросить не получиться. По вечерам я наслаждался звучанием своих любимых групп и подумывал о том чтобы приобрести еще пару б.у пластинок.

Кромешный ад начался после того как я начал изучать матчасть. Меня начал напрягать один момент — зависимость прижимной силы иглы с износом пластинок. В первую очередь стало жалко пластинки… большинство из них были просто в идеальном состоянии и хотелось бы их сохранить как можно дольше. И в один прекрасный вечер я занялся настройкой проигрывателя… и в конечном итоге, после настройки «по инструкции» я получил сухой, неживой и банальный звук, ничем шибко не отличающийся от проигрываемого на компьютере flac и даже mp3. Вот именно тот момент я до сих пор и ненавижу больше всего… потому что он стал основоположником приобретения нового проигрывателя, нового картриджа, щеточки, весов, моющей жидкости и прочей хрени, от которой мне ну никак тепло на душе не становилось. Я просто хотел снова услышать вовлекающий и колбасящий меня звук, который был в первое время. По большому счету, если бы у меня было желание и прямые руки… можно было бы привести в порядок свой старый проигрыватель, купить к нему новую иглу, допилить тонарм и он бы радовал меня и дальше. Но нет… путь виниломана не бывает коротким… всё начинается с банального желания послушать музыку и заканчивается «сексом» с тонармами, головками, пылинками на пластинках… и это к сожалению реалии! Всё превращается в болезнь, одержимость и иногда бессонные ночи. Слава яйцам, но я смог остановить себя и наконец-то радоваться тому что есть и… начать слушать и наслаждаться музыкой… ведь в конечном итоге это самое главное — слушать и испытывать эмоции, и неважно на чем вы это делаете.

Данный фонокорректор брался на подарок отцу… который очень любит слушать музыку и не ровно дышит к «лампе», но на весь этот «маразм» не хватает времени 🙂 Посмотрев цены на кастомные фонокорректоры — как-то желание совсем пропало, не говоря уже про фирменные… ну а вот наш китаец, под маркой Little Bear, как оказалось… собирает очень достойную технику с возможностью последующего апгрейда.

Посылка пришла в относительно небольшой коробке. Упаковано честно сказать на 4-ку… пенопласта кот наплакал, но всё целое.

На фонокорректоры данной марки есть много отзывов на специализированных форумах. Если кратко — дёшево и достойно, с возможностью допиливания.

Комплект полный:
— Преамп
— 1 лампа 6Z4
— 2 лампы 6N2
— 3 колбы из оргстекла
— Сетевой кабель
— Кабель заземления

Кабеля стандартные, длина сетевого — 1 метр, заземляемого — 3 метра. Заземление категорически необходимо… без него — постоянный низкочастотный гул в большом количестве

Колбы из оргстекла. Выполнены качественно. К каждой по 3 винта для крепления к корпусу

Ну и наш красавец, фонокорректор с такими вот характеристиками:
Выходное напряжение: 1,5 В

Усиление = 48дБ
Ввод RIAA ≤ 5 мВ
THD ≤ 0,5%
Частотный отклик: стандартные характеристики
Соотношение сигнал-шум ≥ 65 дБ (A) 1 кГц (вход: 10 мВ, выход: 0,7 В)
Питание: AC110V (115V) / 220V (235V) 60Hz / 50Hz (правильная версия будет отправлена в соответствии с вашим адресом)
Вес: 1,7 кг

Также стоит добавить:
— Работает только с MM-картриджами, MC — не поддерживаются
— Не поддерживает усилители класса D
— Поддерживает 6N2/ECC83 лампы, которые могут быть заменены на такие как 6h3,6h3n (для режима 6N2) и 2AX7B,6N4(9PIN),ECC83,5751 (для режима ECC83)


Сзади располагается трансформатор, который огражден от ламп металлической пластиной. Рассчитан на 220V входного и на 6.3V на выходе.



На фронтальной части располагаются позолоченные RCA разъемы и подпружиненная защелка для заземления

Сверху располагаются разъемы для ламп, а также переключатель между разными видами ламп

Что касается ламп, ничего особенного к сожалению выделить нельзя. Это обычные стандартные лампы, которые большим спросом у виниломанов не пользуются. Но радует что есть поле для раздолья и лампы можно поставить другие, при этом не допиливая ничего… это несомненно огромный плюс. Также хочу обратить внимание что лампа 6Z4 никак в звуковом тракте не задействована, а используется как выпрямитель анодного напряжения

Ну и конечно же, какой обзор без внутренностей? Фото будет много, постарался детализировано показать кому интересно каждую деталь. Кто хочет совсем углубиться — datasheet`ы есть в сети. От себя добавлю — детали достойные, правильно подобранны и не «какашка». В целом отличная коммутация и распайка, всё сделано с умом. На больших коричневых конденсаторах приклеены силиконовые подушки для избежания контакта с металлическим корпусом.











Лампы становятся очень плотно и надо приложить хорошую силу чтобы их установить или снять. Колбы прикручиваются так же плотно, не болтаются и не поворачиваются, всё подогнано хорошо.







Ну а теперь о главном — о звуке! Со временем я пришел к выводу что все эти околонаучные и окультные описания звука, которыми пестрят чуть ли не все обзоры — в большинстве своём полная тыква и шлёпанный карась. Звук или есть, или его нету… он либо нравится, либо нет. Всё! На выходе мы должны получить приятный и сбалансированный звук. Всё остальное — накручивание, придирание, желание заиметь лучше и больше, начитавшись всякого на форумах и т.д. Нужно чётко для себя понимать, вы либо слушаете музыку и наслаждаетесь, либо вы пытаетесь уловить легкое жужжание комарика, пролетающего мимо микрофона и нечаянный пук барабанщика, в то время как играет гитарное соло. Безусловно, детальный звук это очень хорошо… но еще лучше когда он просто качественный, вовлекает и раскачивает вас, в простонародье называется «прёт». Так вот — на этом фонокорректоре звук мне понравился… его приятно слушать, он завлекает и разницу со своим дешевым транзисторным я чувствую. Поэтому могу смело рекомендовать всем кто хочет прикоснуться к «лампе» и кто вливается в мир винила, но не хочет тратить на это много денег и отдаёт себе отчёт 🙂

Можно долго кому-то что-то доказывать, объяснять… приводить графики, вызывать духов… главное чтобы каждый из нас получал наслаждение и радость. Ваши уши — это самый верный «профессор» в музыкальном мире… только вы поймете что для вас приятно и хорошо, а что нет… ну и конечно не забываем про мозги! Они тоже должны дружить с ушами… и в нужный момент подсказать ушам когда на них начинают вешать лапшуню 🙂 И конечно же подсказать вам когда нужно перестать вестись на всякие байки, тратить безумные деньги в поисках того самого, лучшего. Это я к чему вообще? — К тому чтобы не начинались споры и осуждения, хотя они и так в любом случае будут.

Ну а на выходе мы получаем за относительно вменяемые (или невменяемые) деньги хорошо сделанный аппарат, который радует и качеством сборки и качеством звучания… ну или же покупаем Hi-Res плеер, скачиваем любимую музыку на шару и не смотрим на всяких больных, которым заняться нечем 🙂 Спасибо всем за внимание, надеюсь никого не обидел и не забывайте слушать музыку, а не разбирать ее на атомы! Всех с наступающим!

mysku.ru

Фонокорректор с непосредственной связью на лампах 6Н23П


Уважаемые датагорцы, я хочу вам рассказать о моём новом предусилителе-фонокорректоре. Это устройство не относится к вещам первой необходимости, но если вы неравнодушны к виниловым пластинкам, то без него не обойтись.
Можно купить готовый фонокорректор заводского или авторского исполнения, а можно сделать его самостоятельно, что гораздо интереснее!

Предыстория

В работе пригодился опыт, полученный при изготовлении моего первого фонокорректора Ламповый предусилитель RIAA-фонокорректор. Первый опыт. Тема та же — изготовление фонокорректора для себя любимого. Детище рождалось как-то трудно и очень долго, работа по изготовлению нового корректора сильно растянулась во времени, то вспыхивая, то затухая под тяжестью повседневных забот. Несколько раз я вообще прекращал им заниматься, задвигая в дальний угол на месяц, другой, третий и посвящая себя более важным и неотложным делам.

Наконец корректор был доделан и запущен в эксплуатацию.

Поводом для изготовления нового фонокорректора послужили поиски схемы китайского клона фонокорректора Marantz 7. В отличие от оригинала, все каскады клона, выполнены на лампе 12AX7.


Рис. 1. Схема Marantz 7

Рис. 2. Схема китайского клона Marantz 7

RIAA-коррекция осуществляется частотно зависимой общей ООС. Где-то на форуме попадалось, что такие схемы дают «тухлый» звук. Не могу утверждать также категорично. Лично мне не понравилось следующее: странный мужской вокал, ударные неестественные, нет атаки, настоящего удара, ну и звук невыразительный, не забирает. Вроде играет, но как то без души.

Не знаю, на какую нагрузку рассчитана работа этого корректора. Ёмкости выходного разделительного конденсатора (в аппарате 1 uF, хотя по схеме 2 uF) недостаточно для работы на аудиокарту с входным сопротивлением 20 kOm. Завал НЧ равен -3 dB уже на частоте 60 Hz и -5 dB на частоте 20 Hz. Лампы V1b и V2a корректора работают в режиме микротоков анода. Коэффициент нелинейных искажений при низком уровне сигнала достигает 4%.

Схема фонокорректора от John Broskie

К чему я всё это рассказываю? Во время поисков я обратил внимание на схему фонокорректора на сайте TubeCad Journal.

Рис. 8. Схема фонокорректора

Схема показалась интересной, я загорелся и решил её повторить. Как говорится, охота пуще неволи. Смоделировал фонокорректор в электронном симуляторе с заменой лампы 6JD8 на 6Н23П, схема рабочая, параметры обещают быть хорошими. Написал письмо автору (John Broskie) для уточнения номиналов конденсаторов C1 и C2. Получил ответ с приложением изменённой схемы и номиналами конденсаторов для этой изменённой схемы с другой лампой в каскаде с катодной связью.
Введением конденсатора С1, автор предлагает снижать фон от пульсации анодного напряжения компенсационным методом.

В. Б. Григоров «Снижение уровня шумов в усилителях низкой частоты»
Массовая радиобиблиотека, 1956 г.

«…Эффективным методом борьбы с фоном является применение различных компенсационных схем. Сущность этого метода заключается в том, что на сетку или катод какой-либо лампы предварительного усилителя (обычно первой лампы) подаётся напряжение с частотой фона, причём фаза и амплитуда этого напряжения подбираются так, чтобы обеспечивалось полное устранение фона на выходе усилителя.
Следует, однако, заметить, что усилитель в этом случае должен обладать „нормальным“ уровнем фона, т. е. должен иметь нормально работающий фильтр, так как иначе подача слишком больших компенсирующих напряжений на сетку или катод лампы усилителя может вызвать переход рабочей точки лампы на нелинейный участок характеристики, что увеличит нелинейные искажения…»


Рис. 9. Компенсация пульсаций 100 Hz и гармоник
Для данной схемы номиналы были подобраны в электронном симуляторе. Для лампы 6Н23П Ку= 34, С1 от 10,7 до 11,7 nF. Для лампы 6Н23П-ЕВ Ку=32,5, С1 от 11,6 до 12,6 nF, C2 = 1 uF.

Думаю, что такая реализация компенсации пульсаций анодного напряжения не очень правильная. Видно, что эффективность компенсации зависит от коэффициента усиления лампы (для лампы 6Н23П допускается разброс +/-9) и ёмкости C1. Необходим подбор номинала конденсатора, нет возможности подстройки в процессе эксплуатации при изменении параметров лампы (старение, замена). При использовании стабилизатора анодного питания этот конденсатор не нужен.
Диод между анодом первой и катодом второй лампы автор рекомендует устанавливать, если используется источник питания без задержки подачи анодного напряжения.

На этот раз я решил делать ПУ отдельными модулями и на печатных платах. Платы разводил в программе Eagle бесплатной версии Light, накладывающей ограничения на размеры плат и количество компонентов на плате.
Собрал макет одного канала и начал слушать.


Рис. 10. Фото модуля


Рис. 11. Анти-RIAA макета


Рис. 12. THD макета

Хочу обратить внимание на то, что аудиокарта M-Audio 2496 не умеет работать на низкоомную нагрузку, а входное сопротивление цепочки анти-RIAA на высокой частоте падает. Интегрированная аудиокарта умеет работать на сопротивление 32 Ома, но имеет параметры, недостаточные, для использования её в качестве измерительного инструмента.

Ниже приведены изображения АЧХ одного и того же модуля и цепочки анти-RIAA, тестируемого разными аудиокартами.


Рис. 13. M-Audio 24/96

Рис. 14. Интегрированная аудиокарта

Прослушивание

Восприятие звука моно сильно отличается от стерео, нужно привыкнуть. От схемы ожидал большего, думал, включу и вот она, нирвана. Но не случилось. Менял пластинки, менял фонокорректор, свой подключал в режиме моно, чтобы сравнивать звук. Первые впечатления противоречивые.
У новой схемы высокое разрешение, как сказал мой товарищ, «раскладывает инструменты по полочкам», но звук показался не «комфортным».

Оцифровал несколько треков, используя свой фонокорректор в моно режиме и макет новой схемы, записал дорожки на CD-диск и попросил двух своих товарищей-меломанов послушать и высказать своё мнение.
Треки на диске были расположены в произвольном порядке, прослушивающие не знали, через какой фонокорректор была произведена запись.

В результате слепого прослушивания первый слушатель не смог отдать предпочтение ни одному из аппаратов.
Второй разделил по жанрам, отдав предпочтение в рок-музыке первому (условно назовём старому) корректору, заметив при этом, что он «размывает» звук, а в классике и инструментальной музыке — второму (новому) фонокорректору.

Я, зная, где что играет, тоже не смог окончательно определиться, хотя второй фонокорректор был более «точен», но «жёсткий» и несколько «утомительный» звук не давал покоя.

Хочу заметить, что все мои доморощенные определения звучания, как то «точный», «размытый», «некомфортный», «жёсткий», «утомительный» и т. д., весьма условны и мало уловимы при прослушивании. Возможно, они являются последствием самовнушения и не заслуживают внимания серьёзного читателя.

Новый фонкорректор

Тем не менее, начались поиски, раздумья, чтение материала и так далее. Поскольку в схеме были привлекательные моменты — непосредственная связь каскадов, отсутствие электролитических конденсаторов в катодной цепи, конденсаторы корректирующей цепочки находятся под поляризующим напряжением, доступные детали, я всё-таки решил найти приемлемое для себя решение.

Варианты моделировал в электронном симуляторе, очень хотелось сохранить непосредственную связь каскадов. В результате я остановился на такой схеме: первый каскад — бета-повторитель на p-n-p транзисторе со светодиодным смещением, второй каскад с катодной связью остался без изменения.


Рис. 15. Схема фонокорректора.

Выбор лампы

В своей статье «Усилители RIAA — коррекции на вакуумных триодах для „скоростных“ (электродинамических) звукоснимателей» Е. Бабиченко и И. Гапонов не рекомендуют применять лампу 6Н23П в фонокорректорах. «…Отвратительно хрустит двухкаскадник на 6Н23П…» Видимо подразумевается использование этой лампы в резистивных каскадах с общим катодом.

Много отрицательных отзывов об использовании этой лампы можно найти в интернете.
Вообще отзывы о звучании 6Н23П весьма противоречивые.

«LIFE IN A VACUUM» Вестник Ассоциации Российских Аудиофилов.
«…6922/6Н23П-ЕВ является, пожалуй, самой „дискутируемой“ лампой среди сигнальных. Стоит кому-либо обхаять её, как тут же в защиту выступит другой. В Glass Audio появились две крупных статьи с мнениями о пригодности работы 6922 в звуковых цепях — „Suitability of the 6DJ8 for Audio“; GA 1995/3, R. Modjesky и „Is the 6DJ8 suitable for audio?“ D. Danner. GA 2/93.

Если читателям будет интересна эта техническо-музыкальная полемика, мы переведём и опубликуем. Ниже помещены данные, полученные Риком Берглундом (Rickard Berglund — Sweden), опубликованные в GА 1995/6. Значения искажений приведены для выходного напряжения 1 V (RMS).… Данные были получены на нескольких схемах, для „честности“ результатов, включая обычную схему усиления (с общим катодом) с шунтированным катодным резистором и без, мю — повторитель (с генератором тока в аноде), SRPP с шунтом катодного резистора и без, катодный повторитель и инвертор с разделенной нагрузкой…»


Рис. 16.

Из приведённых Риком Берглундом данных видно, что лампа 6922 производства Sovtek имеет больший коэффициент усиления и меньшие искажения относительно более именитых аналогов. Не могу сказать, является ли лампа 6Н23П-ЕВ полным аналогом лампы 6922 Sovtek.

Я решил использовать то, что было в наличии. В первом каскаде можно было попробовать 6Н24П, которая отличается цоколёвкой, доступна и просят за неё в несколько раз меньше, но плату я развёл всё-таки под лампу 6Н23П. Пусть будет возможность при случае испытать лампы разных производителей (6922, 6DJ8, ECC88, E88CC и т. д.) без переделки платы.

В закромах оказалось 23 лампы 6Н23П и 6 ламп 6Н23П-ЕВ, новых и б/у. Проведён предварительный отбор ламп на идентичность половинок, по шумам и соответствию паспортным характеристикам, отобраны кандидаты в проект.

В дополнение хочется процитировать Е. Карпова: «Высокая линейность каскада с источником тока и улучшение спектра выходного сигнала существенно расширяет круг ламп, пригодных для применения в высококачественных усилителях низкой частоты. Такие традиционно ругаемые лампы, как 6Н2П, 6Н3П, 6Н23П показывают отличные результаты по линейности и качеству звука».


Рис. 17. Модуль одного канала

Резистор R11 составлен из двух двухватных резисторов на 10 kOm +/- 10%. Более перспективно выглядит пара резисторов 9,1 и 12 kOm. Резисторы размещены над платой на стойках из-за приличного тепловыделения.
После подъёма резисторов над уровнем платы, температура на конденсаторе C5 снизилась до 52, а на С6 до 49 градусов. Температура на конденсаторе C 10 не превышает 50 градусов, не смотря на близкое расположение лампы. Температура на конденсаторе C1 — 32, на C2 — 35, на C4 — 35 и на C8 — 30 градусов.
Есть смысл заменить двухватные резисторы (R11, R12, R13, R14) на трёхватные, для снижения тепловыделения. Температура на трёхватных резисторах в рабочем режиме не превышает 60 градусов, а на двухватных достигает 90 — 95 градусов. Температура на баллонах ламп около 78 градусов, все измерения проводились на открытой конструкции. В закрытом корпусе температура будет естественно выше.

Выбор транзистора

Лекция No 13. «Источники тока на биполярных и полевых МОП-транзисторах. Стабилизаторы.»
«…В схеме источника тока на биполярном транзисторе последний должен работать в активном режиме, и его рабочая точка будет лежать на пологом участке ВАХ; построенная нагрузочная характеристика при пересечении со статической ВАХ должна обеспечивать положение РТ на пологом участке (DE)…»


Рис. 18.

Понятно, что два вольта — это маловато для того, что бы транзистор работал хотя бы на начальном участке линейной части своей Вольт-амперной характеристики. Скорее всего, нужны маломощные транзисторы, предназначенные для усиления слабых сигналов, с низким падением напряжения коллектор-эмиттер и большим коэффициентом усиления.
Сначала обратил своё внимание на германиевые транзисторы серии П401-402. Но в наличии оказались только транзисторы старых выпусков, у которых по паспорту максимальный ток эмиттера 10 mA, а измеренный коэффициент усиления оказался не более 110. В результате поисков, проб и измерений остановился на следующей паре кандидатов. Это высокочастотный маломощный германиевый транзистор П416Б и кремниевый транзистор для усиления малых сигналов STS1980. Для П416Б предусмотрен разброс β от 90 до 250, для STS1980N от 120 до 240. Транзисторы желательно отбирать с максимальным коэффициентом усиления, ведь у нас каждый «попугай» на счету.

Морган Джонс «Ламповые усилители» ДМК Москва 2007 г., стр. 240
«…Эквивалентное сопротивление лампы со стороны анода определяется как произведение Rk на β, то есть лампа как бы умножает Rk на β. Аналогично, биполярный транзис

datagor.ru

Вариант сборки лампового корректора для винила с пассивной RIAA коррекцией

                                                               Рис. 1

Привет.

Данная статья для тех кто до сих пор любит и ценит виниловый звук, вопреки всем цифровым современным штучкам 🙂

Корректор используется, чтобы усилить и корректировать сигнал, который поступает с электропроигрывающей головки ЭПУ с алмазной либо корундовой иглой. В основе работы корректора лежит стандарт RIAA, в нём регламентированы основные требования к записи и воспроизведению грамзаписи с виниловых дисков. По стандарту RIAA вид АЧХ имеет вид, представленный на рис. 2. По этой причине, чтобы достичь линейность АЧХ воспроизводящего трэка нужно применить фонокорректор, его АЧХ представлена на рис. 3.

                                                                                      Рис. 2

                                                                                           Рис. 3

Схема практического усилителя — фонокорректора представлена на рис. 4, а схема блока электропитания показана на рис. 5.

                                                                                         Рис. 4

                                                                   Рис. 5

Основа схемы состоит из двухкаскадного усилителя, который построен по классической схеме усилителя напряжения с резистивной нагрузкой. Частотную коррекцию сигнала создаёт пассивная цепь частотной коррекции. Чтобы работа фильтра была надёжной он поставлен в разрез между двумя каскадами усиления.

График реальной АЧХ фонокорректора показан на рис. 6. Как видите, вид практической характеристики почти не имеет отличия от теоретической.

                                                                          Рис. 6
Элементы, конструкция и налаживание

Для правильной и надёжной работы корректора все элементы, которые применяются при его сборке должны быть наилучшего качества и должны иметь минимальный допуск погрешности номинала. Максимальный допуск номинала для цепей частотокорректирующей цепи ±1%. Для остальной схемы ±5%. Допускается применение элементов с большим допуском, но тогда нужно индивидуально подбирать элементы по номиналу. Так же рекомендуется применение радиоламп с военной приёмкой и маркировкой ЕВ (то есть с повышенной долговечностью и механической прочностью).

Корпус этого устройства может быть выполнен с закрытыми и с открытыми радиолампами. Корпус можно изготовить из металла (сталь, медь, латунь и др.), пластмассы и дерева. В двух последних случаях обязательно нужна ещё дополнительная экранировка внутренней схемы медной либо латунной фольгой. На рисунках 1 и 7 представлен один из возможных вариантов конструкции фонокорректора.

                                                             Рис. 7

Особое внимание нужно уделять и блоку питания фонокорректора, поскольку главной проблемой предварительных усилков считается большой уровень фона. Чтобы максимально уменьшить уровень фона при сборке блока питания нужно принять несколько мер. Прежде всего, блок питания должен быть сделан в своём отдельном корпусе (чтобы предотвратить влияние электромагнитных полей сетевого трансформатора). Сетевой трансформатор лучше разместить в экран, либо как минимум намотайте на него дополнительную экранную обмотку. На схеме показаны минимальные номиналы всех электролитических конденсаторов. Чтобы надёжно устранить фон их ёмкости лучше увеличить в 1.5 — 2 раза. Особенно важен номинал конденсатора C1, потому что накальное напряжение устройства (в отличие от анодного) не стабилизировано. Стабилизация анодного напряжения достигнута при помощи “Электронного дросселя”. Разделение питания стереоканалов не нужно, поскольку разделение каналов при грамзаписи совсем небольшое.

Это всё. До свидания.

payaem.ru

Ламповый фонокорректор лампы KL70701S, AL4, EL12 gold, RGN4004 лампового фонокорректора

 

Первый каскад

 

Собран на основе одного из ранних предшественников EF86 из Европы – пентода с огромным сетчатым анодом Klangfilm типа KL70701s. У лампы KL70701s Klangfilm имеется несколько клонов с практически идентичными параметрами и похожим звучанием: Telefunken RENS1294, RENS1284 и Valvo Н4128. Версия пентода Klangfilm от продукции Telefunken и Valvo отличается заметно меньшими собственными шумами и микрофонным эффектом, но звучит она явно «суше» той же Valvo. Накальный ток лампы KL70701s выпрямленный. В качестве выпрямительного моста первого каскада лампового фонокорректора применена селеновая сборка из источника питания кинопроектора 1955 года «Made in Austia». Анодной нагрузкой первой лампы служит огромный по размеру константановый резистор номиналом 70 кОм Philips. Резистор намотан на стеклянной оправке и для анодных цепей входных ламп по звуку является почти бескомпромисным. Константановые резисторы, это элита винтажного аудио, они придают звуку особую насыщенность и гладкость. Лампа вмете с панельной перекочевала из микрофонного усилителя Третьего Рейха. Панелька на пружинках, я даже не ожидал, что такая простая конструкция, которой уже под 80 лет может полностью устранить микрофонный эффект. А входная лампа – установленная изначально на жесткой панельке – микрофонит нещадно.

 

Второй каскад

 

Собран на раритетном выходном пентоде АЛ4 в триодном включении. Смещение второго каскада автоматическое, в катоде стоит крупный (с остеклованными выводами) герметичный электролитический конденсатор емкостью 1000 мкФ от Siemens. Резисторы второго каскада – красные Siemens. Чтобы не портить звук, межкаскадные трансформаторы стоят на шасси «голыми», без экранов, а вот индуктивная цепь коррекции напротив – тщательно заэкранирована. Открытая установка межкаскадных трансформаторов накладывает довольно жесткие ограничения на расположение лампового фонокорректора в пространстве. Он должен находиться на максимальном удалении от силовых трансформаторов и разнообразных источников электромагнитных наводок, типа двигателя виниловой вертушки или магнитофона. Ну и пара типа: и какой-нибудь ноутбук с импульсным блоком питания и рядом – ламповый фонокорректор с открытыми трансформаторами, априори – несовместимы.

 

Третий каскад

 

Собран на очень ранней и редкой версии известного пентода EL12 Telefunken Gold в триодном включении и нагружен на трансформатор собственного изготовления. Схема выходного каскада примерно такая же, как применялась в ламповом фонокорректоре РХЛ А.М. Лихницкого. В отличие от оригинальной версии А.М.Л. у своего аппарата я предусмотрел два выхода: один со вторичной обмотки трансформатора, второй – через конденсатор, непосредственно с анода лампы EL12. С конденсатора коэффициент передачи на 12 дБ больше, чем со вторички выходного трансформатора. Ламповый фонокорректор имеет коэффициент усиления 43 дБ с первого выхода и 55 дБ со второго.

Выходной каскад на EL12 имеет фиксированное смещение на подземном резисторе, который установлен в выносном блоке питания. В цепи фиксированного смещения стоит довольно крупный (герметичный с остеклованными выводами) электролитический конденсатор Siemens номиналом 1000 мкФ, такой же, как в катоде второго каскада.

 

Блок питания

 

Из особенностей конструктива лампового фонокорректора – выносной блок питания. Однополупериодный выпрямитель являясь одновременно самым музыкальным БП так и самым сильным источником фона. А так, как в аппарате применены неэкранированные межкаскадные трансформаторы, то осуществить «смычку» ОППВ и открытых трансов на одном шасси – было не реально. Выпрямитель сделан на мощном кенотроне с сетчатыми анодами RGN4004.

Силовой трансформатор был взят из трансляционного немецкого усилителя 1938 года в данный ламповый фонокорректор вживлен в первозданном виде. Питание всех каскадов организовано «звездой». В процессе наладки аппарата для уменьшения фона пришлось добавить еще одно звено П фильтра. Внешний вид аппарата в связи с этим немного изменился (фото делались еще с однозвенным фильтром).

Силовой кабель изготовлен из такого же плетеного провода (Несколько моножил разного диаметра 20-30-х годов) как идет на все мои межблочные кабели. В качестве разъема для подсоединения выносного блока питания к ламповому фонокорректору применен довоенный европейский штекер и гнездо ламп 11-ой серии. Для подключения блока питания к розетке 220 В, имеется стандартный сетевой разъем, позволяющий подбирать сетевые кабели (это если идущий в комплекте к аппарату мой авторский сетевой кабель Вас чем-то не устроит).

 

Детали

 

В ламповом фонокорректоре применены исключительно – бумажные конденсаторы, пропитанные маслом: Bosch, ITT и Siemens. Емкости в фильтре анодного напряжения, так же – только бумага в масле. Межкаскадные конденсаторы Siemens в стеклянных корпусах из винтажного радиоприемника Telefunken. Емкости были проварены мною в смеси канифоли с воском.

Из опыта поисков и применения раритетных конденсаторов: Не могу сказать, что все винтажные емкости, особенно 30 – 40 годов поголовно – хорошие. Откровенный хлам попадается довольно часто, так что «молиться» только на год выпуска конденсатора – не правильно. А слушать их нужно обязательно. У меня, например, в отбраковку идут около 70 % вроде бы «сладких» для звука экземпляров. Но лучшие образцы тех времен сегодняшним аудиофильским изделиям превзойти не реально. Раньше знали, что делали и эти знания я так понимаю, во многом утеряны. Например, конденсаторы Siemens MP периода с конца 50-х и до начала 60-х равных по энергетике и прозрачности не имеют.  Но все, что раньше 53 года и после 67 – откровенный мусор, и мне этот мусор попадается регулярно. С чем связано то, что звучат только Siemens МР изготовленные в этот небольшой промежуток времени я не понимаю. Может в это время у них работал инженер вундеркинд… Электролитические конденсаторы Гидра, если попадаются живые, по звуку убивают Блек гейты и прочий новодельный High-End в три секунды. Кстати, малосигнальное устройство типа лампового фонокорректора к звучащим конденсаторам особенно чувствительно, намного сильнее, чем усилитель мощности или пред.

Резисторы примененные в этом ламповом фонокорректоре: красные Siemens, проволочные SABA и огромный константановый Philips в первом каскаде. Переменники для установки режимов – древние (1946 год) проволочные – ROSENTHALE выведены наружу. Параллельно низкочастотному дросселю установлен резистор, составленный из двух красных довоенных Siemens.

Из личных наблюдений: Резисторы старых типов: Dralovid, Rosenthale, Siemens, «Собачьи кости», Аллен Бредли и т.д. особенно – довоенные, по звучанию и музыкальности на голову выше самых Хай-Эндно распиаренных современных и дорогих Райкен Ом…

Все межкаскадные трансформаторы лампового фонокорректора намотаны на винтажном железе «бутерброд» из нескольких видов пластин: Siemens, Telefunken, Klangfilm разных годов выпуска. Для пайки применен винтажный припой из довоенных приемников Philips и Telefunken.

 

Имхо

 

Все, что я перечислил – это не High-End в его традиционном понимании, а радиодетали, которые позволяют слушать музыку и получать удовольствие, а не раскладывать ее на аудиофильские препарированные части: ширину стереобазы, глубину сцены, локализацию инструментов, звонкость тарелочек и т.д. Хотя по многим объективным параметрам, ламповый фонокорректор, собранный из комплектующих 30-х годов вчистую обыграет самый навороченный и дорогой Hi-End.

 

P.S. Скоро покажу другой RХ фонокорректор – двухблочный, очень навороченный, на лампах Klangfilm, со всеми переключениями для старого шеллака.

 

Отзывы о Ламповый фонокорректор лампы: KL70701S, AL4, EL12 gold, RGN4004

Оставить отзыв

Отправить отзыв

Ламповый фонокорректор

basin 2016-12-31

Этот корректор от Аббаса удивительным образом умеет и “скрипку с виолончелью играть и негров горлопанить” . Нету в нем жанровой привязки! Есть энергия огромная, которая им передается, и звук который он не кастрирует и не смягчает, либо напротив не подчеркивает что то. До Аббасовского корректора у меня был от “ЗС” (тоже не самый плохой в своей ценовой категории) вот там и приходилось переключать триод – пентод в зависимости от материала и настроения. С корректором от Аббаса нет необходимости искать ручку тембра на любом материале. Очень универсальный Аппарат. И Апокалиптика и Yello и Меркури и Рихтер, каждый по своему и каждый как надо. Просто стоит послушать.

как справиться с микрофонным эффектом

А 2016-12-13

Микрофонный эффект есть, но он у всех ламп разный по характеру, и в первом каскаде и в драйверном и в выходном. Проявляет себя при значительных амплитудах не проявляет себя.Силовик я перестраховался,отвязал от шасси. У меня стоят внизу резиновые ножки, правда твердые, плюс входная лампа отвязана от шасси на пружинках, в фирменном довоенном микрофонном усилителе я ее поимел. У этого корректора я микрофонного эффекта не слышу, только если щелкнуть лампу ногтем по стеклу Кстати по отзвуку, очень интересно выстукивать EL12 gold У Telefunken, отзвук rкак правило -глубокий, басовитый, длительный и благозвучный. Я слышу квинту,терцию. У cunningham призвуки гораздо более высокие, басовых нот как у Телефункена нет вообще. Зато отзвук короче и также наблюдается благозвучие, например в одном экземпляре прослушивается даже трезвучие, правда чуть чуть расползшееся по интонации! Как в вашем случае сделать я не знаю, уберите наверно пористую резину и подвесьте лампы (все0 на пружинки, как у меня. можно по 3 пружинки на каждую лампу. Или примените резинки, такие как в конденсаторных студийных микрофонах пользуют – современные. они тоже прекрасно убирают микрофонный эффект. только с ними конструкция фонокорректора получается очень большая.

Вопрос про микрофонный эффект в фонокорректоре

Игорь Горский 2016-12-13

Добрый день! Вопрос. как ведут себя KL70701S без пружинок, сильно микрофонят? у меня есть именно такие (да и других много), микрофонный эффект очень сильный у такого типа, панельку пришлось амортизировать пористой резиной, та же песня у Вальво нескольких разновидностей.

aovox.com

Ламповые фонокорректоры – ОБЗОРНЫЙ ТЕСТ

 

Предмет сегодняшнего обзора — ламповые фонокорректоры. В тест вошли аппараты как предназначенные только для ММ-головок, так и способные работать и с ММ-, и с МС-головками.

 

Участники теста

57 000-124 000 Р*

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В качестве тестовых использовались головки Denon 103D, Shelter 501. Оценка работы ММ-секции проводилась при помощи ММ-головки Nagaoka MP-500 и ранее упомянутых МС-головок, подключенных через согласующий трансформатор Fidelity Researh XG-5. Кроме звука, оценивалось удобство настроек, коммутации, внешний вид и внутреннее содержание, хотя приоритет, конечно, отдавался звучанию, к тому же тест делался вслепую и я не знал в момент прослушивания какой именно аппарат играет. Перед тестированием все корректоры проходили приработку.


Audion Premier Phono

57 000 P*

 

Quad QC 24 P

69 000 P*

 

Audio Note M1 RIAA

75 000 P*

 

EAR 834Р Deluxe

89 000 P*

 

Conrad-Johnson TEA 2

124 000 P*

 


Сводная таблица

Большое изображение

 



По результатам измерений
ни однин аппарат нельзя серьезно
критиковать, хотя все результаты
разнятся и зависят еще
от установленных ламп.



В ходе измерений все аппараты были настроены для работы с ММ-головкой, напряжение для замеров использовалось стандартное — 4 мВ. Результаты измерений показывают, что с функцией коррекции все аппараты справляются хорошо — полученный результат у всех практически полностью соответствует тому, что должно быть исходя из параметров стандарта RIAA. В плане низкочастотного диапазона не все идеально, так же есть небольшие претензии к поканаль-ному балансу. Но по прохождению кривой RIAA через нулевую отметку на частоте в 1 кГц у всех аппаратов нет никаких отклонений от стандарта. Один забавный момент — лучшие кривые у самого младшего и самого старшего аппарата в тесте. Прочие же измерения оказались не столь информативными — да, результаты у всех аппаратов разные, но ничего выходящего за рамки допустимого не нашлось. Те же незначительные различия, которые были получены, практически невозможно соотнести со звуковыми и музыкальными качествами тестируемых аппаратов. К тому же нужно сделать поправку на то, что корректоры в нашем тесте — ламповые, а от установленных ламп очень многое зависит. Мы измерения проводили со штатными лампами. Учитывая эти особенности, я скорее предпочту оценку способностей на слух.

QUAD QC 24 P

69 000 P*

EAR 834P DELUXE

89 000 P*

CONRAD-JOHNSON TEA 2

124 000 P*

Результаты



Как решить, какой в итоге
корректор использовать —
ламповый, гибридный,
транзисторный, МС или ММ с
повышающим трансформатором?


Можно сказать, что все аппараты в тесте очень разные и каждый по-своему интересен. Так же как каждый по-своему не идеален. В этом тесте нет победителя по ряду причин. Во-первых, все без исключения аппараты в чем-то да хороши. И каждый не без недостатков. Сказать, что какой-то из аппаратов идеален в этом отношении, я не могу. Если же к этому разбросу звучаний и почерков добавить то, что все может очень сильно поменяться при подборе ламп, то тем более делать однозначные выводы невозможно. Во-вторых, ни один из этих аппаратов нельзя назвать в полной мере ламповым МС-корректорм — двое в тесте рассчитаны только на ММ-головки, двое работают с МС при помощи встроенных повышающих трансформаторов, еще один имеет МС-секцию на транзисторах. И кстати, у меня нет однозначного ответа, что же лучше — все на лампах, лампа с трансформатором или же вообще только транзисторный или гибридный корректор. Многое зависит от схемотехники и реализации, а тут выбор очень не маленький. Если еще раз посмотреть на все аппараты в нашем тесте, то у всех найдется один очень существенный, на мой взгляд, недостаток — наличие только одного входа. Почему-то большинство производителей совершенно игнорируют тот факт, что выпускается немало проигрывателей под два или три тонарма, или то, что в системе может быть два самостоятельных проигрывателя. Конечно, нужно это не всем, но хотя бы как возможную опцию хотелось бы видеть селектор входов. Я уж не говорю про раздельные настройки для нескольких головок. Но эти возможности обычно встречаются у современных фонокорректо-ров намного дороже тех, которые попали в наш тест.

Вообще тема фонокорректоров — тема сложная и обширная, и собрать хорошо звучащую систему из стола, тонарма, головки и кабелей иногда проще, чем найти под это все наиболее подходящий фонокорректор. Тут можно порассуждать, что же есть лучший фонокорректор? Думаю, что лучший фонокорректор, с одной стороны, должен выполнять свою прямую функцию, с другой — минимально вносить в звук свой собственный почерк. Но на практике звучит все, и, следуя этой логике, можно даже предположить, что идеального корректора (впрочем, как и любого другого компонента) просто не существует. Значит, остается долгий поиск своего звука и тех сочетаний, которые будут ближе слушателю, — тут все очень индивидуально. Еще нельзя не вспомнить о самих лампах. Конечно, было бы очень интересно попробовать различные лампы вместо штатных, и для большинства аппаратов я такой эксперимент проделал, но в тест результаты решил в подробностях не выносить, так как формализовать эти результаты очень сложно. Явно реагируют на подбор ламп все испытанные корректоры, но типы ламп в аппаратах используются разные, а по звуку кому-то больше подошел Telefunken, кому-то старый Mullard или RCA. И тут уж выбор конкретных вариантов и сочетаний остается на личное усмотрение владельца каждого аппарата. С поправкой на почерк всей системы в целом.

По материалам издания Stereo & Video
Автор Виктор Горбатов

www.all-hi-fi.ru

Тест. Ламповый фонокорректор Phasemation EA-1000

6 июля 2016 года

Майкл Фремер, Stereophile Analog Corner, 09/ 2014 

Phono Preamps/Moving-Coil Step-up Devices, A+

Бренд Phasemation хотя и не пользуется широкой известностью в Америке, производимая им продукция популярна здесь в течение многих лет, в т. ч. ламповые и интегрированные усилители, пассивные аттенюаторы, повышающие трансформаторы, фонокорректоры и головки.

Головная компания Kyodo Denshi Engineering Co., Ltd., которой принадлежит бренд Phasemation, выпускает точное измерительное оборудование для IT-индустрии. Сдается мне, что их главный босс не равнодушен к высококлассному аудио и поэтому использует производственные и прочие ресурсы Kyodo для создания соответствующих конструкций.

Трехблочный ламповый фонокрректор EA-1000 включает идентичные устройства для правого и левого каналов; каждое имеет спереди три ручки; тыльные панели зеркально симметричны. Корпус выполнен из омедненной стали. Толстые фронтальные части из алюминия, обработанного щеточкой для получения атласных поверхностей, золоченые ручки и логотип формируют образ устройства в ретро стиле компонентов 1980-х.

EA-1000 нравится мне внешне и по ощущениям.

Крайняя левая поворотная ручка предназначена для выбора режима Mono или Stereo. В Stereo активируется кривая RIAA. Первая из трех позиций Mono соответствует кривой коррекции UK Decca, вторая — Columbia, а третья — «универсальная» — предназначена для проигрывания 78-оборотных пластинок с центральной точкой на 500 Гц, частотой 50 Гц для уровня +20 дБ и спадом 6 дБ на октаву выше 10 кГц.

Я не эксперт в проигрывании 78-оборотных дисков, поэтому не могу судить об эффективности этой «универсальной» кривой. Могу лишь сказать, что она определенно предпочтительней варианта RIAA для таких записей. Могу лишь приветствовать то, что конструкторы сделали кривые Decca и Columbia доступными только для моно: вопреки дезинформации некоторых «авторитетов», эти опции никогда не использовались при производстве стерео записей.

Правой ручкой выбирается один из трех входов: есть два MC и один MM. Наконец, центральная отвечает за установку импеданса для MC-звукоснимателей и усиления. High соответствует импедансу выше 100 Ом и 59 дБ, а Low — импедансу ниже 100 Ом и 67 дБ. Такие объяснения всегда немного сбивают с толку. Значит ли Low — “низкое усиление для головок с высоким напряжением выходного сигнала», или наоборот? Здесь Low означает высокое усиление для низковольтных картриджей.
Эти две установки нельзя назвать исчерпывающими для любителей точных регулировок, однако они подойдут большинству пользователей, и выбор из двух опций определенно лучше, скажем, чем фиксированный импеданс на 10 кОм.

Сзади на двух сигнальных боксах вижу три разъема RCA и один «балансный» MC-вход (XLR), избираемый с передней панели (позиция MC 1). Выходы — небалансные, на RCA и XLR. На каждом блоке предусмотрены также клемма заземления и коннектор для источника питания.
Блок питания реализован в виде отдельного тяжелого блока с 5-мм фронтальной панелью и золоченым логотипом на ней. Внутри разместился массивный трансформатор R-core и ламповый выпрямитель с парой крупных дросселей.

В основе фонокорректора — гибридная схема с транзисторным входным каскадом и повышающим трансформатором с двумя обмотками для двух установок усиления и нагрузки). Далее идут лампы, по три на канал: две 12AX7 и одна 12AU7. В инструкции по эксплуатации лампы упоминаются всего один раз. С моим тестовым экземпляром у меня не возникало проблем, но только после того, как я прочитал раздел «Поиск и устранение неполадок». В нем сказано, что, если вы не слышите звучания сразу после включения, то причина этого в том, что «в оборудовании работают лампы». Замечу, что ламповая основа фонокорректора Phasemation EA-1000 не явно проявляется в его звучании. Мануал EA-1000 хотя и лучше, чем у других аппаратов, но все-таки неполный и плохо переведен на английский. После неудачной попытки открутить шесть винтов, держащих нижнюю пластину шасси, с целью заглянуть внутрь, мне пришлось обратиться к найденному в интернете Google-переводу инструкции.

Спецификации следующие: указанное Phasemation усиление EA-1000 — 39 дБ для MM и 59 или 67 дБ для MC, в зависимости от установок High или Low. Поскольку разные номиналы усилении привязаны к разным импедансам, я предположил, что вход устройства — с трансформаторной связью. Запасы по перегрузке на 1 кГц составляют 250 мВ (MM), 11 мВ (MC Low) и 25 мВ (MC High) — более чем комфортные значения. Отклонение от референсной кривой RIAA укладываются в пределы ±0,3 дБ (20 Гц– 20 кГц). Выходное напряжение невысокое — 200 мВ, а выходной импеданс — 750 Ом: высокий, но не слишком.

Звучание EA-1000 с головками Transiguration Proteus (выходное напряжение 0,24 мВ) или Lyra Etna (0,56 мВ) отличалось очень низким уровнем фонового шума: я мог расслышать лишь намек на шипение, прислонив ухо к самому твитеру. Таким образом, это очень тихий ламповый фонокорректор.
EA-1000 преподносит музыку весьма тонко и деликатно, приятно, но без приторности, воздушно, но без удушливой мягкости. Атака спокойная, чуточку смягченная и притом ясная, точная и дисциплинированная. Образы музыкальной сцены были плотными и одновременно бестелесными, они располагались широко и — особенно важно — глубоко в пространстве панорамы. Высокий регистр не оставлял места критике, в нем не было ни намека на частотный недобор или ламповую смягченность. Ламповая мягкость если и проявлялась, то была рассредоточена по всему диапазону и скрыта в очаровательных складках производимой Phasemation музыки. Немного не доставало только самых низких частот, по сравнению с моим референсным фонокорректором Ypsilon VPS-100. EA-1000 как бы немного скрадывал массивность нижнего регистра, однако оставшиеся разделы баса контролировались Phasemation очень хорошо, фонокорректор передавал их соразмерно и в целом более деликатно и привлекательно, чем Ypsilon, который предъявляет более плотный, телесный и массивный звук, да и стоит почти вдвое больше.

Наряду с изысканным преподнесение музыкальных текстур и деталей Phasemation преуспел в отображении богатых и насыщенных гармонических красок. В недавнем переиздании Electric Recording Company скрипичного концерта Чайковского в экспрессивном исполнении Леонида Когана с Оркестром Парижской консерватории под управлением Константина Сильвестри (LP, EMI ERC 007, запись из разряда “must-have”) восхищали богатые и необыкновенно реалистичные струнные, а также острый рисунок скрипки Когана. (Эта пластинка издана в количестве всего 300 копий за $500 каждая, а оригинальное издание стоит более $3000.)

Словом, Phasemation передавал контуры музыкальной картины лучше, чем какой-либо другой известный мне фонокорректор, и с его помощью можно было легко расслышать тонкие различия между головками Etna и Proteus.
Запись Kink Lola versus Powerman and the Moneygoround: Part One (UK LP, Pye NSPL18359) иногда передается ярко фонокорректорами не столь высокого класса, а Phasemation извлекал из нее всю ВЧ-информацию, разделяя музыкальные линии, и особенно голоса Рэя и Дэйва Дэвисов и другие, которые легко могли бы утонуть в высокочастотных наслоениях гармоники и гитар. В начале “The Contenders” можно было слышать тонко текстурированное и почти зримое трехмерное piano — Phasemation и тут был вне конкуренции. В записи не было очень глубокого баса и особенных динамических контрастов, поэтому EA-1000 воспроизвел ее безупречно.

EA-1000 — фонокорректор с великолепно сбалансированным звучанием и высококлассной конструкцией. Он транслирует музыку деликатно, но без малейшего намека на пресность или застенчивость. Если вы слушаете в основном агрессивную музыку, то этот компонент вам, вероятно, не подойдет. Однако если ваши приоритеты — акустический фолк или джаз, камерная музыка или женский вокал, и у вас есть свободные $15,000, то вы вряд сможете найти что-либо лучше Phasemation EA-1000.

Перейти в каталог фонокорректоров ММ/МС – Phase Tech / Phasemation

www.hiendcentre.ru

alexxlab

leave a Comment